АСИ: содержательные итоги форсайт-сессии о будущем российского образования


asi-logo

 

logo_forsait-flot2Проект Форсайт-Флот, организованный  Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Российским управленческим сообществом (РУС) в партнерстве с Российской венчурной компанией (РВК), проходил с 2 по 9 августа по маршруту Санкт-Петербург-Кижи-Валаам-Санкт-Петербург.

Более 500 представителей бизнеса, власти и образования, молодых ученых, студентов и владельцев стартапов участвовали в форсайт-сессиях по наиболее актуальным для России темам во время Форсайт-Флота 2013.

Редакция сайта АСИ представила основные содержательные итоги коллективной работы, в том числе и по Форсайту «Образование-2030″:

В рамках форсайт-сессии по будущему российского образования обсуждались четыре основных направления образовательного сектора: детские образовательные сервисы, школьное образование, высшее образование и система дополнительного образования.
Общие тренды, которые влияют на развитие системы образования:

  • Фактор ИКТ: рост онлайн-решений в образовании и развитие смешанной педагогики, комбинирующей онлайн и оффлайн обучение.
  • Глобализация: распространение глобальных требований к работникам образования и стандартам подготовки, приход международных провайдеров образования на российский рынок.
  • Рост несистемного образования и появление в сфере несистемного образования новых системных решений.
  • Увеличение игровой компоненты в образовании (образовательные игры начинают играть важную роль на всех уровнях подготовки).
  • Рост индивидуализации и персонализация образовательных траекторий.
  • Рост внимания к физической и психологической безопасности образовательных решений, особенно в сфере образования для детей.
Согласно выводам форсайта, в области системного образования (школа / вуз) будут происходить следующие процессы:
  • Уже в ближайшие 7-10 лет систему образования ожидает реальная конкуренция с независимыми и международными провайдерами образования (особенно на уровне высшего образования, где российские вузы будут конкурировать с проектами «университета для миллиарда», который делает топ-10 мировых университетов).
  • Будет происходить дальнейшая сегментация и расслоение образовательной системы, увеличение разрыва между «элитными» и «отстающими» учебными учреждениями, вплоть до возникновения школ и вузов, выполняющих преимущественно социальную роль «институтов призрения», «камер хранения для детей».
  • Будет происходить постепенный выход государства из образовательной сферы с сохранением двух функций: o удержание «базового уровня» (в логике социальной безопасности) o поддержка ограниченного числа «точек прорыва» в системе образования (которые зависят от экономическо-политической стратегии государства).
  • Российская система образования сможет удерживать свои позиции только в том случае, если произойдет кадровое обновление: появление новых преподавателей (в первую очередь – владеющих современными образовательными технологиями), новых управленцев учебными учреждениями, а также компетентных заказчиков (родителей и работодателей).

В области несистемного образования (образовательные сервисы для детей и взрослых) будут идти следующие процессы:

  • Развитие Lego-образования («человек, собери себя сам»), в котором человек сможет полностью собрать свою траекторию базового и профессионального образования и быть конкурентным даже без посещения школ и вузов.
  • Взрывной рост рынка образовательных сервисов (новые формы и новое содержание), который связан с несколькими условиями, в т.ч.:
    - отсутствие «политики сдерживания» (неразумных ограничений на новые образовательные сервисы) со стороны государства;
    - развитие «компетентных заказчиков» (родители, работодатели, сами учащиеся);
    - развитие институциональной инфраструктуры образовательного рынка (например, появление национального поисковика по онлайн-курсам) в форме государственно-частных партнерств.
Выводы о необходимых шагах для развития сферы образования
Детские образовательные сервисы и школьное образование

 

  1. Необходимо активно способствовать развитию «компетентного» родительства. Возрастает потребность в сервисах, обеспечивающих подготовку родителей к воспитанию детей и к эффективному детско-родительскому взаимодействию, в связи с явными недостатками и рисками текущей ситуации, когда родители действуют на основе сложившихся стереотипов, не учитывающих сегодняшних и завтрашних изменений. Кроме этого, «компетентные» родители могут стать серьезной силой, способной повлиять на развитие в позитивную сторону содержания и организации школьной подготовки. Необходимо оказать поддержку существующим и стимулировать создание новых программ подготовки для родителей (включая системы обмена опытом, тьюторства и пр.) с целью активного вовлечения родителей в процессы школьного самоуправления.
  2. Действие образовательных продуктов (особенно софта, онлайн-решений и гаджетов) на ускорение или торможение развития детей зачастую непредсказуемо и может привести к необратимым последствиям. Уже сейчас необходимо начинать работу по разработке нормативной базы и институциональной инфраструктуры, создающей баланс между безопасностью детей и развитием рынка образовательных сервисов: обеспечивающей необходимый уровень психологической и физической безопасности детей, но не создающей существенных барьеров для развития инновационных продуктов.
  3. «Детский город». Детское образование в мире и в России будет все больше интегрироваться в городскую среду: детские площадки и парки будут служить не только физической активности и развлечениям, но и образовательным целям, заводы и офисы будут превращаться в интерактивные музеи и детские мастерские, будут созданы детские навигаторы для комфортного путешествия детей по городу (в т.ч. слой в автомобильных навигационных картах). В ближайшие годы в России должны быть запущены первые пилотные проекты создания полноценных городских сред, комфортных и развивающих для детей и семей, с привлечением специалистов по урбанистике, образованию, детской и семейной психологии.
  4. Образование для детей с особыми потребностями (в т.ч. детей-инвалидов и детей-аутистов) станет важной областью развития образовательных инноваций, в том числе с применением ИКТ и биотехнологий. Отдельное и крайне перспективное направление — коррекционные сервисы и сервисы для особых детей, позволяющие не только ускоренно и эффективно способствовать коррекции и развитию детей с особенностями развития, но и осуществлять комплексный мониторинг показателей развития и заблаговременно предупреждать возможные риски. Кроме этого, необходимо широко тиражировать в России передовой опыт инклюзивного образования.
  5. Онлайн-педагогика должна массово появиться в школах и интегрироваться с традиционной школой. В России остро нужны специалисты по онлайн-педагогике, и необходимо срочно запустить массовую подготовку таких специалистов. Кроме этого, должны создаваться распределенные педагогические коллективы, в которых педагоги ведущих школ смогут удаленно работать для сельских / малых школ (для успешного запуска такой модели необходимо проработать способы оплаты труда удаленных педагогов, в т.ч. межшкольных расчетов и грантовой поддержки).
  6. МВА для директоров школ. Новые программы подготовки управленцев школ могут быть организованы по образцу программ подготовки менеджеров с использованием передовых практик бизнес-образования (в т.ч. бизнес-симуляторы, проектное обучение и пр.) и с учетом специфики образовательного сектора. В качестве варианта: может быть реализована программа обучения 100 директоров ведущих школ в нескольких пилотных регионах в формате «Топ-100».

Высшее образование и образование для взрослых

  1. Тотальная прозрачность вузовского образования – условие выживания в конкурентной борьбе вузов с глобальными провайдерами образования, приходящими на национальный рынок. В дополнение к существующим инициативам по внедрению антиплагиата («давление сверху») в ближайшие 5-10 лет в России должны быть сформированы механизмы «давления сбоку»: «пиринговые» (peer-to-peer) системы оценки курсовых и дипломных работ, а также онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы.
  2. Прозрачность результатов, полученных в ходе обучения, будет повышена через внедрение электронных дипломов с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а в перспективе — создания профиля компетенций как замены трудовой книжки.
  3. Итоговые экзамены по специальности должны быть «оторваны» от вузов, предоставляющих образование, по принципу внешнего аудита («те кто учит – не оценивает результаты своей деятельности»).
  4. Централизованная закупка государством доступа к международным цифровым библиотекам (журналы, книги, данные) и мотивация / мониторинг использования материалов этих библиотек в образовательном и научном процессе – позволят выявить вузы с потенциалом интеграции в мировой образовательно-научный контекст.
  5. Создание национального поисковика по российскому и международному образовательному контенту (в партнерстве или на базе одной из ведущих поисковых систем).
  6. Создание стимулов для широкого внедрения обучения по контракту с работодателем (в сфере высшего и дополнительного профессионального образования), включая изменения в трудовом законодательстве.
  7. Создание страховой системы (по модели КАСКО – страхование ответственности за некачественное образование) для стимулирования повышения качества образовательных программ в дополнительном образовании.

 



Получать новости на почту





Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru