E.Рогинский (Преподаватель Гимназии №1505): социальные сети – это challenge для современного учителя (интервью)


Недавно на Education-events.ru был представлен перевод статьи Laura Devaney, редактора eSchoolNews.com, о возможностях, которые дают социальные сети преподавателю.

Публикуем нашу беседу с Евгением Рогинским, российским учителем, активно применяющим в своей практике социальные сети и другие веб-сервисы.

Евгений Рогинский Учитель Обществознания в московской Гимназии №1505, специалист по работе с одаренными детьми, координатор дипломной программы Международного бакалавриата (ibo.org), сертифицированный тренер компании Apple в сфере образования. Ведет собственный блог Teachersvote.tumblr.com, где рассказывает о собственном опыте применения современных информационных технологий в образовании, тенденциях развития ИКТ, отвечает на вопросы коллег.


Евгений_Рогинский- Как Вы используете социальные сети и веб-сервисы в своей работе?

- В преподавательской деятельности я использую Твиттер, ВКонтакте (как самую популярную среди российских школьников социальную сеть), отчасти Facebook, сервисы Google.

Социальные сети, в первую очередь, нужны для открытости образовательного процесса всем его участникам. Если ученик пропустил урок по какой-либо причине, он и его родители могут посмотреть, чем мы занимались и что задано на дом.

Во-вторых, социальные сети дают возможность продолжить процесс обучения за пределами школы. Традиционно дети дома читают параграфы из учебника, учат их содержание для ответов на уроке. Но можно работать интерактивно с помощью социальных сетей: проводить коллективные обсуждения, задавать вопросы и получать ответы, собирать идеи.

И я, и сотрудники нашей гимназии также используют социальные сети для выстраивания проектно-исследовательской деятельности. Я считаю, что современная школа должна учить детей создавать продукты собственной интеллектуальной деятельности, например, презентации, проекты и использовать полученные знания и навыки в реальной жизни.

Манипулируя такими инструментами как группы, публичные страницы, мы создаем под определенный проект свою страницу, где собраны идеи, проходят обсуждения по проекту, ставятся задачи. И здесь учитель, как менеджер школьного проекта, может выстраивать взаимоотношения с детьми, публикуя задачи, отслеживая ход их выполнения и полученные результаты.

С помощью бесплатных сервисов Google docs мы делаем таблицы данных, готовим презентации и другие документы, над которыми может одновременно работать несколько человек. Здесь видны правки и вклад каждого ребенка в тот или иной проект, есть возможность комментировать процесс. Google Календарь в гимназии мы используем как средство внутренней коммуникации: есть календари для общешкольных мероприятий и для мероприятий, которые проводит отдельная группа учителей. Такие календари впоследствии можно интегрировать в блоги и проектные странички в интернете.

В Твиттере мы создаем аккаунты для проектов, выездных мероприятий, вносим лепту в официальный аккаунт гимназии. Через эту социальную сеть мы передаем важную информацию, которая должна дойти не только до детей, но и для других учителей и родителей.
Активно используем и Edmodo – систему управления обучением (LMS) – гибкий ресурс для организации работы. Она позволяет публиковать любой контент: от документов до видео; дает возможность комментировать и выставлять оценки за работу; присваивать «бейджики» за какие-то достижения ребенка. Достаточно быстро в этой системе учитель может подготовить различные опросы, тесты или, например, провести контрольную работу онлайн с ограничением по времени на выполнение задания: вставить пропущенные слова в тексте за 10 мин. и т.п.

Электронный журнал, на мой взгляд, уже устаревшая технология. Он дает дополнительную нагрузку учителю. А современный учитель, если хочет эффективно и комфортно общаться с учениками, понимать их потребности и работать над навыками, которые потребуются детям в ближайшем будущем, использует дополнительные системы, такие как Edmodo, Moodle и др. В результате происходит дублирование и увеличиваются затраты времени.

Следующий шаг нашего образовательного учреждения – это разработка на базе Moodle решения, которое позволит интегрировать в эту систему электронный журнал. Учителя, дети и родители смогут общаться в едином образовательном пространстве, и не нужно будет дублировать информацию.

- Насколько использование социальных сетей увеличивает нагрузку для учителей?

- Здесь все зависит от конкретного учителя – насколько он готов чем-то жертвовать. У меня, как наверно, у любого современного жителя мегаполиса, социальные сети прочно интегрированы в жизнь. Мне гораздо проще ответить ребенку или пообщаться с родителем в социальной сети, чем тратить время на телефонные разговоры или организовывать личную встречу.

Думаю, для любого современного учителя важно общаться с детьми в социальных сетях – пространстве, где они проводят очень большое количество времени, начиная с пятого класса. На учителя накладывается определенная ответственность, включается самоцензура при использовании социальных сетей и интернета – так, моя группа ВКонтакте включает в себя 500 подписчиков-учеников. Своим примером мы показываем, что в социальных сетях можно не только «просиживать штаны», но и делать какие-то полезные проекты или проводить коллективные обсуждения проблем и идей.

- Активно ли пользуются социальными сетями Ваши коллеги-учителя?

- В восприятии социальных сетей часто играет роль возраст преподавателя, чем преподаватель моложе – тем привычнее для него их использование в жизни и в работе. У нас в гимназии есть учителя, которые активно используют социальные сети, и есть те, кто считает их бесполезными.

- Происходит ли общение через сети с учениками, родителями, коллегами из других школ?

- Да, школа через подобное общение и использование веб-сервисов становится более открытой. Если контент представлен не в закрытой группе, то его находят учителя и ученики из других школ. И мы можем обменяться опытом или проконсультировать друг друга.

Также соцсети позволяют реализовать формат смешанного обучения, например, учеников разных возрастов. Есть активные ученики 7-го класса, которые могут участвовать и при обсуждении вопросов уровня 11-го класса. Ребята пробуют свои силы в самых разных заданиях и проектах.

Становясь активными пользователями социальных сетей с 5-го класса, дети часто не совсем понимают, для чего нужны социальные сети, как их правильно использовать, что можно делать, а что нельзя, что может помочь им развиваться, а что помешает.
В гимназии мы стараемся уже с этого возраста проводить формализованные занятия или отдельные беседы о культуре поведения в социальных сетях и в интернете. Также рассказываем, как выкладывать определенный контент, какой он должен быть формы, для чего мы это делаем.

В целом, 95% детей используют в той или иной форме соцсети как инструмент для решения своих проблем в образовательном процессе: общаясь лично, создавая группы или обмениваясь фотографиями и другими документами.

Продукты нашей деятельности с детьми – видеоролики, презентации, страницы проектов – мы размещаем на общедоступных ресурсах. В этом случае ребенок чувствует ответственность за то, что он делает, и по-другому относится к своей работе. Его презентацию в нашем образовательном блоге может посмотреть любой родитель или ученик. Все это готовит ребенка к взрослой жизни: когда человек занимается индивидуальной работой, сам себя мотивирует, отбирает нужную информацию, создает проект. Надо учить детей работать с существующими сейчас огромными информационными потоками, умению определять критерии отбора информации и ее оценки, а также навыку создавать что-то полезное для себя и для окружающих.

- А что можно сказать о взаимодействии с родителями через социальные сети?

- Когда вы устраиваете учебный процесс подобным образом, то к вам возникает меньше вопросов о том, что делается на уроках. И социальные сети, и электронный журнал, помогают вести невербализованный контакт с родителями, показывать продукты нашей деятельности.

- Как меняется роль преподавателя с появлением новых технологий, проникновением интернета в образование, учитывая и набирающие сейчас популярность онлайн курсы?

- Думаю, через 20-30 лет основная доля образовательного процесса будет происходить в онлайн пространстве. Учитель будет не эксклюзивным владельцем ценной информации, а неким куратором, проектным менеджером. Но личное общение и события, требующие физического присутствия, безусловно будут важными, хотя бы для того, чтобы учить детей общению с реальными людьми. Бояться таких перемен стоит, в первую очередь, людям, которые не готовы перестраивать себя и развиваться вместе с происходящими в обществе процессами.

Lifelong learning – непрерывное образование в течение всей жизни – должно стать девизом любого современного человека. Здесь важна мотивация и интерес самого преподавателя. Возможности для самообразования и получения навыков сейчас широкие. Ты можешь разрабатывать контент, вести блоги, организовывать сообщества, делиться опытом, учиться с помощью платформ Сoursera, itunesU, Khan academy, codeacademy, edX, Udacity и т.д. Можно создавать обучающие видеоролики на YouTube – и ты так показываешь пример создания образовательного контента, который благодаря визуализации воспринимается легче. Когда мы делаем видеоролик, или создаем презентацию через сервис prezi, мы получаем обратную связь, открываемся для общения, обмена опыта и сотрудничеству.

Новые веб-технологии, включая социальные сети, – это вызов (challenge) для современного учителя, позволяющие ему отточить собственные навыки и повысить собственное мастерство.

- Евгений, спасибо Вам за ответы!

Беседовала Елена Абашева, Education-events.ru



Получать новости на почту





Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru