Образовательный проект для школ «Инженеры будущего» представили в Санкт-Петербурге


Образовательный проект «Инженеры будущего», реализуемый Комитетом по образованию Санкт-Петербурга совместно с компаниями «Ирисофт» (Санкт-Петербург) и PTC Inc. (США) представили 14 мая. Глобальная задача проекта: создать систему непрерывного обучения инженерным специальностям «школа–вуз–предприятие» и повысить престижность инженерной профессии в России. За основу взяты апробированные подходы и методики, успешно применяемые в передовых школах за рубежом***.

Проект «Инженеры будущего» подразумевает несколько направлений развития школьников:
1.​ Обучение – образовательный курс инженерного 3D-моделирования, который проходят ученики в рамках школьной программы или факультатива.
2.​ Проекты – у учащихся есть возможность участвовать в увлекательных, связанных с жизнью проектах, охватывающих области науки, технологии, математики, экологии и др.
3.​ Соревнования – участие в российских и международных соревнованиях, таких как: (For Inspiration and Recognition of Science and Technology), Scarlextric4Schools (по автотрассовому моделированию), Робофест и другие.

В России в 2011 г. при поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга стартовал совместный пилотный проект компаний ИРИСОФТ (Россия, Санкт-Петербург) и PTC Inc. (США) по обучению школьников передовым технологиям и привлечению их в техническую сферу – «Инженеры будущего».

В 2012г. между Комитетом по образованию и корпорацией PTC Inc. было заключено Соглашение о сотрудничестве по внедрению инновационных информационных технологий в образовательный процесс общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга».

Компания «Ирисофт» адаптировала западные методики и разработала авторский курс специально для учителей школ, желающих преподавать Creo. Программа обучения утверждена экспертной комиссией и включена в официальный реестр повышения квалификации педагогов за счет бюджетных средств.

В 2013г. прошла экспертизу и зарегистрирована учебная общеобразовательная программа урока «Технологии» для учащихся 5-7 классов «Технология инженерно-компьютерного трехмерного моделирования». Сейчас сформирована группа педагогов, выразивших желание пройти повышение квалификации по так называемой персонифицированной модели, когда деньги за их обучение выделяются из средств федерального бюджета.

В рамках академической программы образовательные учреждения и учебные заведения получают программные комплексы PTC: САПР Creo, систему управления жизненным циклом изделия Windchill и систему инженерных расчетов Mathcad. Необходимые методические пособия и обучение преподавательского состава обеспечивает учебный центр «Ирисофт» и СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Сегодня около 15 образовательных учреждений**** вовлечены в проект «Инженеры будущего». Creo изучают в рамках основного и дополнительного образования.

 

Наталия Губкова, главный специалист отдела развития образования Комитета по образованию города: «При знакомстве с проектом мы поняли, что это очень увлекательный образовательный процесс: это и освоение реального программного обеспечения, которое используется на предприятиях, это и возможность реализовать свою идею в материальной форме, а затем защитить свой проект на международных и всероссийских конкурсах. Все это вместе – то самое активное обучение, которое пропагандируется и реализуется в образовательных учреждениях. Это самое настоящее инженерное дело в образовательной форме. Те знания и навыки, которые получают ребята в рамках проекта, могут применяться в большом спектре школьных предметов – физике, математике, биологии, черчении и других предметах».

 

3D-лаборатории

Проект «Инженеры будущего» вошел в активную стадию в 2013г., когда при составлении плана мероприятий по модернизации региональной системы общего образования руководством Санкт-Петербурга было принято решение небольшую часть федеральной субсидии направить в несколько образовательных учреждений для перехода на новые стандарты.

18 районов города получили возможность создать нанолаборатории и 3 района (Василеостровский, Центральный и Кировский) – лаборатории инженерного 3D-моделирования. На каждую инженерную лабораторию было выделено 6 млн. рублей. «Конечно, в каждую школу закупить станки мы не сможем, в этом и заключалась задумка: сделать районные центры, куда смогут обращаться коллеги из других школ», – говорит Наталия Губкова.

Лаборатории созданы в:
- Губернаторском Санкт-Петербургском физико-математическом лицее №30;
- Лицее №244 Кировского района Санкт-Петербурга;
- Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных.

Для организации лабораторий был использован опыт оснащения классов «Технологии и проектирования» в зарубежных школах, адаптированный и расширенный с учетом российской системы образования.

Лаборатория включает:

  • Компьютерный класс
  •  Программное обеспечение, применяемое промышленными предприятиями для проектирования изделий любой сложности
  • Курсы обучения учителей;
  • Методические материалы
  • Руководства для реализации специально разработанных для школьников проектов и подготовки к международным соревнованиям
  • Оборудование, позволяющее изготавливать изделия по разработанным 3D-моделям: 3D-принтер, фрезерный станок с ЧПУ, лазерный гравер.

 

Прототипом 3D-лабораторий послужили классы проектирования и технологий, существующие в школах Великобритании. В петербургские лаборатории подобраны аналоги станков, доступные в России и отвечающие технике безопасности. На данный момент школьники могут полноценно использовать фрезерный станок с ЧПУ, станок для лазерной резки и станок 3D-печати. Основу лабораторий составляет специализированный программный комплекс САПР Creo (компании PTC Inc.), который позволяет проектировать и моделировать будущие изделия, и проводить сложные расчеты, как например тепловые и ветровые. Методические материалы переведены и адаптированы для российских школ.

 

st_petersburg_engineers-of-the-future_2
3D-принтер печатает корпус для ветряной мельницы

 

st_petersburg_engineers-of-the-future_4
Работа лазерного гравера

 

Идею обучения школьников современным технологиям активно поддержали педагоги из образовательных учреждений города.

Дмитрий Павлов, преподаватель факультатива по 3D-моделированию в Губернаторском Санкт-Петербургском физико-математическом лицее №30: «Первые полгода нашего спецкурса для новоприбывшего ученика посвящены базовой программе. Сначала проектируем простые вещи – гаечный ключ, паровую машину и т.д. Вторые полгода посвящены более серьезным проектам – это уже автотрассовове моделирование на трассе Scarlextric4Schools (международный образовательный проект, поддерживаемый PTC Inc.). Мы связались с британским коллегами, переняли их опыт, адаптировали их учебную программу к нашим условиям, в частности, пришлось некоторые элементы заменить – у них был станок вакуумной установки, мы переделали на 3D-печать некоторые элементы производства. Успех, конечно же, есть. Такой резкий скачок от состояния «нет ничего» к призам в международных конкурсах был совершен благодаря, во-первых, энтузиазму и поддержке Комитета по образованию, компаний PTC и «Ирисофт», и, во-вторых, тому, что эти брошенные зерна были брошены в правильную почву, где физика и математика становятся чем-то первостепенным».

st_petersburg_engineers-of-the-future_1
Школьники лицея№30 и  лицея №244 готовятся к соревнованиям на трассе

 

st_petersburg_engineers-of-the-future_5
Незапланированный ремонт модели в момент соревнований

 

st_petersburg_engineers-of-the-future_3
Идеи школьников, превратившиеся в реальные модели

 

Иван Галкин, заместитель директора по ИТ и руководитель лаборатории в лицее №244 Кировского района:
«Положительный опыт и международные победы наших коллег из физико-математического лицея №30 очень заинтересовали нас и послужили стимулом к изучению программы. Я написал программу дополнительного образования, благодаря которой в 2012-2013 гг. открыли кружок по 3D-моделированию и вели его в течение всего прошлого учебного года. К тому времени у меня уже был самостоятельный опыт работы, и я проходил обучение в центре компании «Ирисофт». Эти два события совпали таким образом, что я мог подавать материал из первых уст, а ребята в свою очередь его очень быстро схватывали».

По словам Ольги Шартуковой, руководителя академической программы компании «Ирисофт», первый этап проекта сегодня не требует затрат и доступен любой школе. Для инженерного 3D-моделирования необходим компьютерный класс, который есть в любой школе, и учитель, который хотел бы этим заниматься. Программное обеспечение компания PTC Inc. предоставляет бесплатно, учебные и методические и методические материалы на русском языке можно получить в «Ирисофт», обучение педагог может пройти в рамках повышения квалификации. Для изготовления спроектированного изделия можно обратиться к своим коллегам, у которых лаборатории уже оборудованы станками.

st_petersburg_engineers-of-the-future_7
В лицее №244

 

Развитие программы

Дмитрий Орлов, руководитель академической программы PTC в Росси и странах СНГ:
«Откликаясь на потребности промышленных предприятий региона, мы вместе с «Ирисофт» сейчас работаем над новыми проектами для школьников в области судомоделирования и авиамоделирования.
Однако важно понимать, что автотрассовое моделирование – не единственное направление программы, которое может быть использовано, и связано со школьными предметами.
Сейчас мы работаем над новыми курсами учебных пособий для средней школы, одно из направлений которых будет охватывать биоинженерию. Материал абсолютно новый, на русском языке его пока еще нет, он находится в процессе перевода.
Это уже новый виток проекта «Инженеры будущего» – его следующий шаг. Внедрив эту программу, мы сможем говорить о создании искусственного клапана сердца, зубных протезов, суставов. Это направление на данный момент очень интересно научным институтам, центрам здоровья и медицины и другим учреждениям».

В перспективе ожидается создание лабораторий инженерного 3D-моделирования в других школах и Домах творчества, а также создание возможностей для дистанционного участия в проектах детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

st_petersburg_engineers-of-the-future_6
Организаторы и участники образовательного проекта «Инженеры будущего»

Достижения школьников

В 2012 и 2013 гг. команды Губернаторского физико-математического лицея №30 завоевывали призовые места на международных соревнованиях по автотрассовому моделированию Scalextric4Schools (Scalextric For Schools) в Великобритании. Ежегодно в соревнованиях принимают участие более 400 школ Великобритании.

В 2014г. призерами разных номинаций Первого открытого всероссийского конкурса творческих работ школьников «3D Boom!» стали все 7 участников из ФМЛ №30 (в конкурсе принимали участие 170 школьников со всей страны).

Учащиеся лицея №244 представили свои работы по 3D-моделированию и прототипированию на выставке достижений, приуроченной к отчету главы администрации Кировского района, а затем на Всероссийском фестивале в Москве «Робофест 2014», где работами ребят заинтересовались образовательные учреждения страны, Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники.

 

***Российский проект «Инженеры будущего» является частью академической программы PTC Inc., разработанной 12 лет назад в Северной Америке. Сейчас в международном проекте участвует более 18 тыс. школ, колледжей и университетов из 38 стран.

**** Среди 15 образовательных учреждений:

  • Губернаторский Санкт-Петербургский физико-математический лицей №30
  • Лицей №244 Кировского района
  • Гимназия №446 Колпинского района
  • Центр детского юношеского технического творчества Московского района
  • Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района

 

Вузы-участники проекта, в которых организованы центры компетенций PTC:

  • Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ» — создан Центр компетенций PTC, действует с 2010г.
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет – с 2009г.
  • Санкт-Петербургский морской технический университет («Корабелка») – с 2005г.

 

По материалам пресс-службы «ИРИСОФТ»

 

 





Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru