Л.Карташова (школа бизнеса Integral РЭУ им. Г.В.Плеханова): о вызовах для руководителя бизнес-школы и ее преподавателей


Лариса Васильевна Карташова, декан школы бизнеса Integral РЭУ им. Г.В.Плеханова, поделилась с Education-events.ru мнением о том, какими качествами и знаниями должен обладать преподаватель бизнес-школы и прокомментировала вызовы, стоящие перед ее руководством.


 

- Larisa_Kartashova_Integral_Сталкиваетесь ли Вы, как руководитель бизнес-школы, с проблемой мотивации преподавателей при внедрении новых технологий в образовательный процесс?

- У нас существует жесткий отбор преподавателей, включающий определенные критерии. Например, обязательны наличие опыта, системное видение проблем управления компанией на стратегическом уровне, владение английским языком. Используем тестирование новых преподавателей, принимаем во внимание оценку преподавателей со стороны слушателей.

В нашей школе очень много интерактивных форматов обучения. И преподаватели не могут просто читать лекции, они вынуждены организовывать обсуждения, дискуссии, вдохновлять слушателей – руководителей компаний – на выполнение групповых исследовательских проектов , поиск решений управленческих проблем и разбор кейсов в командах. Поэтому так важны не только знания и практика в определенной области, но и наличие у самого преподавателя лидерских и предпринимательских качеств.

Еще один критерий: быть успешным. Наши слушатели – целеустремленные руководители, топ- менеджеры. Средний возраст – 35 лет, значительна доля тех, кому за сорок. Есть кандидаты и доктора наук. В основном, наши слушатели – это зрелые амбициозные люди. Они достаточно требовательны к преподавателю бизнес-школы, желая видеть в нем успешного человека.

- Поддерживает ли бизнес-школа самообучение своих преподавателей?

- Те критерии, по которым работают преподаватели, выстроены с учетом международных стандартов и опыта лучших зарубежных школ. Наши программы аккредитованы в одной из наиболее авторитетных международных организаций — АМВА International. Мы стараемся четко формулировать требования к содержанию курсов и методам обучения, организовываем специальные семинары и гостевые лекции для студентов и преподавателей с приглашением известных зарубежных и российских экспертов.

По итогам проведенного курса преподаватель ставит себе оценку, также его оценивают слушатели и представители менеджмента программы. Мы учитываем результаты при формировании рейтингов преподавателей и оплате их работы. Поэтому у преподавателей есть стимулы, как получать высокие оценки со стороны слушателей, так и равняться на международные стандарты.

- Готовы ли слушатели разного возраста к новым форматам обучения?

- Готовы. Более того, они не хотят просто слушать лекции, а настроены сами активно участвовать и обмениваться опытом. Около 30% наших слушателей – это представители иностранных компаний. Они хотят получить знания о международной практике и увидеть реальные примеры. И им интересны в качестве преподавателей те, кто активно вовлекает других людей в проекты и работает в топ-менеджменте компаний. Мы, в свою очередь, и формируем адекватные ожидания наших слушателей, и отбираем обучаемых в соответствии с их ожиданиями к школе.

- Какие вызовы стоят сейчас перед Вами – руководителем бизнес-школы?

- Проблемы развития и взаимодействия с корпоративными клиентами. Разработана соответствующая стратегия: мы хотим быть еще ближе к бизнесу и практике.

Среди наших крупных корпоративных клиентов: «Уралвагонзавод», корпорация «Ростехнологии», Национальный медицинский Центр Пирогова. Положительный опыт есть, и хотелось бы двигаться дальше в сторону взаимовыгодного сотрудничества и изучения потребностей компаний. Планируется также реализация совместных исследовательских проектов и использование их результатов в практике обучения
То есть генеральный курс – более тесные связи с бизнесом, а форматы сотрудничества могут быть разными.

- А какие вызовы стоят перед каждым из преподавателей школы?

- В бизнес-школе мы даем знания, навыки и способствуем развитию определенных личностных качеств. Важная задача – сформировать выдающиеся лидерские качества, способность в составе управленческой команды обеспечивать устойчивое развитие компании в условиях рисков и неопределенности.

С другой стороны, важно смотреть в будущее. В MBA самое главное – стратегия. И преподаватели должны не замыкаться на своем предмете, а развивать кросс-функциональные знания. Бизнес сейчас очень динамичный, все меняется. И руководитель, генеральный директор, топ-менеджер должен обладать широким мировоззрением в сфере управления и не только. Такая необходимость – серьезный вызов для преподавателя. С одной стороны не дублировать знания, которые дают коллеги, а с другой – преподавать дисциплину как часть целостной системы.

Важно также рассказывать о кросс-культурных особенностях (cultural sensitivity). Особый интерес это вызывает у тех, кто рассчитывает жить и работать за рубежом. Большинство планирует оставаться в России – и для них тоже важно думать глобально, а действовать локально, с учетом российской специфики. Поэтому многие курсы у нас включают определенные блоки , где мы показываем такие культурные особенности и специфику.

Все большее значение для компаний приобретает и социальная ответственность. И этот компонент должен закладываться в большинство курсы по стратегии, финансам, маркетингу и управлению персоналом.

Подход, который учитывает все подобные особенности, под силу не каждому преподавателю. Нужен преподаватель-стратег с большим практическим опытом.

Знаете, было много споров, кто должен вести программы MBA – практики или теоретики? Думаю, истина посередине – практикующие ученые. Практик расскажет о собственном кейсе, а практикующий ученый сможет показать различные альтернативы решения проблемы и конкретные условия, где они будут лучше всего работать, представить разнообразные примеры, отражающие интересы разнородной группы слушателей.

Один из принципов формирования нашей образовательной программы – Diversity. Это и  один из критериев международной аккредитации. Чем больше слушателей из различных отраслей и областей деятельности – тем лучше для группы. В ней могут быть и главный бухгалтер, и менеджеры, которые не знакомы с бухгалтерским учетом. И преподавателю, не смотря на возникающие сложности, нужно организовать взаимодействие представителей различных сфер бизнеса и возрастных групп.

 

Подготовлено Education-events.ru

 

 





Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru