Джон Коллик (Promethean): об использовании данных в работе учителя и формирующем оценивании


Одним из экспертов конференции «Полимедийные технологии – инструмент педагога XXI века» выступил доктор филологических наук Джон Коллик (John Collick), старший консультант по образованию компании Promethean. Он прокомментировал для Education-events вопросы использования данных в работе учителя.


Джон Коллик (John Collick), старший консультант по образованию компании PrometheanВ своем выступлении на конференции Джон Коллик затронул тему развития критического мышления у обучаемых на основе метода Сократа (в современном варианте – формирующее оценивание). Умение критически мыслить, анализировать данные и процессы и сотрудничать – это ключевые навыки для молодых людей в настоящее время, по мнению Д.Коллика.

Преподаватели часто воспринимают учащихся как объект процесса обучения «Что я должен сделать, чтобы мои ученики были / научились /…?» Формирующее оценивание помогает передать процесс обратно в руки ученика, и уже он задается вопросом «Что я должен сделать, чтобы достигнуть нужного мне результата?»

Метод Сократа:
1. Поиск истины
2. Развитие умений аргументации
3. Понимание мышления ученика

Ежедневное оценивание через тесты или небольшие задания позволяет открыть те процессы, которые не видны при периодически проводимых контрольных и экзаменах. А технологии – например, система для проведения опросов и оценивания, интерактивная доска и т.п., – помогают использовать формирующее оценивание на новом уровне, задействуя работу с большими данными, моделирование систем, проектное обучение и взаимодействие учеников.

Во второй день конференции компании Polymedia – Инна Стивенс (консультант Promethean, компании-партнера Polymedia) и Наталья Щербакова (зам. директора МОУ СОШ №15, Ярославль) – в рамках одного из мастер-классов рассказали о техниках формирующего оценивания с использованием системы для проведения опросов ActivExpression 2, интерактивной доски и документ-камеры.

Workshop_Promethean_Polymed

 

Инна и Наталья представили:

  • инструменты для включения каждого ученика
  • техники эффективных вопросов
  • техники для ситуации, когда ученик говорит «Я не знаю»
  • возможности организации работы в группе
  • оценивание работы ученика (критериальное взаимооценивание, документ-камера для обратной связи, классификация ошибок, карты практического приложения полученных знаний и т.п.)

 

Учителя в командах за круглыми столами смогли сами испытать использование техник в ходе пробного урока, посвященного японским стихотворениям хокку, и опробовать пульты системы для проведения опросов и оценивания ActivExpression.

 


Комментарий Джона Коллика

- В первую очередь, если мы говорим о сборе данных – то нужно помнить об их защите и безопасности. Например, в Великобритании безопасность обеспечена Актом о защите данных и жесткой политикой каждой школы по отношению к тому, как данные используются.

В Англии действует принцип – данные остаются в школе. За пределами школы их формат подразумевает обезличенность: по ним нельзя идентифицировать определенного ученика. Родители, как правило, имеют доступ через интернет по логину/паролю к результатам своего ребенка и информации о посещении занятий.

Не до конца пока решены вопросы о передаче данных при переходе из одной школы в другую, с одной ступени на другую. Школы в Великобритании достаточно изолированы в отношении хранения данных, и информационный поток зачастую отсутствует. Данные о достижениях ученика, например, в начальной школе могут не быть представлены в полном объеме при переходе в среднюю.

Полагаю, самое важное – то, что происходит с педагогической точки зрения. Ведь на определенном уровне мы получаем слишком много данных. Тогда может возникнуть микроменеджмент – когда на основании данных об учениках, идущих информационным потоком в режиме реального времени, учитель должен постоянно реагировать и вносить какие-либо микроизменения в процесс.

Статистический анализ больших данных полезен, но, по моему мнению, в своей ежедневной практике учитель должен больше полагаться не на цифровые данные данные, а на свои наблюдения при взаимодействии с учениками и свое понимание/видение того, как происходит их развитие.

Если мы говорим о совместной работе учеников или дошкольников на интерактивном столе, – например, при создании цифровой газеты, – программное обеспечение ActivTable фиксирует: кто работал и сколько времени с каждым инструментом на интерактивной панели, каков вклад каждого ребенка в общий конечный продукт. И учитель может принять определенные решения и проанализировать данные, сохранившиеся в системе по итогам задания.

При использовании системы для проведения опросов и оценивания ActivExpression на интерактивной доске мы видим отражение процесса обучения в режиме реального времени. И такое отслеживание уже выступает в качестве вспомогательного педагогического инструмента. Ученик становится не объектом, а активным участником процесса обучения, лицом принимающим решения о собственном образовании. Любой замер данных помогает ученику вести мониторинг своей учебной деятельности.
И, конечно, важно с этим правильно работать. Есть разные интересные примеры того, что стоит за данными, допустим, при проведении опросов.

Мальчики могут отвечать значительно быстрее девочек, но неправильно – когда включается элемент соревновательности, и они стремятся ответить быстрее друг друга. Или мы можем увидеть полностью одинаковые ответы у учеников из одной группы.

Если вопросы появляются перед учениками в индивидуальном темпе, то данные по ответам в реальном времени отображаются у учителя. Он может увидеть, что кто-либо из учеников сильно отстает от одноклассников – и тут же уточнить ситуацию и помочь ученику.

Учебные заведения, с которыми мы работаем, проводят:


С российской практикой можно ознакомиться в профессиональных сообществах учителей и преподавателей Prometheanplanet.ru и  Edcommunity.ru

 

Подготовлено Education-events.ru

Благодарим за помощь в подготовке материала Инну Стивенс (Promethean) и Елену Винокурцеву (Polymedia)

 


 

О конференции см. также:

 





Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru