О.Петрова (Псковский ИПКРО): об интересных проектах и проблемах информатизации школ


Оксана Петрова, к.п.н., координатор по информатизации повышения квалификации Псковского ИПКРО и менеджер программы «Учимся с Intel», ответила на вопросы Education-events.ru, рассказала о процессах информатизации школ в Псковской области, интересных проектах и обмене опытом, и поделилась мнением об использовании учителями современных технологий.


Oksana_Petrova- Информатизация школ Псковской области: какие интересные идеи, проекты и мероприятия с применением ИКТ, реализованные школами региона в прошлом учебном году, Вы бы хотели отметить?

- Хочу в самом начале отметить, что процессы информатизации в Псковской области идут системно и многопланово. Каждое направление дополняет и усиливает другие. Со стороны региона создаются условия для активного процесса информатизации образования на всех уровнях. Школы и отдельные учителя могут проявить инициативу и вовлечь в реализацию своих идей педагогическое сообщество.

Наши школы находятся только на начальном этапе развития робототехники. Для популяризации научно-технического творчества, в частности робототехники, учителем Тямшанской гимназии Наталией Яниковой была реализована идея создания открытой лаборатории Робототехники.

Первым событием лаборатории стал сетевой проект RoboStart . Проект собрал и объединил детей и учителей из разных уголков нашей страны.
На странице проекта Наталия написала: «Зачастую в регионе есть всего один или несколько центров образовательной робототехники. Не всегда руководители имеют возможность пополнить свои знания, найти подходящие формы работы с увлечёнными ребятами. Иногда робототехника региона держится на отдельных людях, а вариться в собственном соку не так-то просто.
Данный сетевой проект – это возможность собраться единомышленникам, познакомиться, завязать контакты».

Так вышло, что ряд региональных неформальных мероприятий стали мощным стимулом профессионального развития учителей и школ в целом.

Эти мероприятия стали популярны далеко за пределами области и ассоциируются с Псковом: «Проектный инкубатор», «Осенний самосбор», Лаборатория Scratch, квест «Интерактив по-псковски», «Виртуальная выставка» и др.

Думаю, что популярность этих мероприятий связана с тем, что учитель получает опыт очного и сетевого взаимодействия в решении СВОИХ задач и проблем. Эти мероприятия влияют и на мотивацию учителей к профессиональному развитию, освоению сред и инструментов, современных форм работы и методических приёмов.

В конце 2013 г.  в области начата апробация модели обучения Intel® «1 ученик : 1 компьютер». Формой реализации проекта выбрана Сетевая методическая лаборатория. В апробации принимают участие 18 учителей из 12 школ, Псковский областной институт повышения квалификации и Региональный центр информационных технологий.

Каждый учитель ведет авторский блог, в котором описывает уроки, проблемы и способы их решения, свои находки и т.д. Все блоги объединены в группе френдфид. Это позволяет учителям учиться друг у друга, поддерживать, своевременно приходить на помощь в решении затруднений. Если проанализировать блоги, то можно увидеть стремительный профессиональный рост учителей.

 

- Опыт каких регионов Вы и Ваши коллеги, хотели бы отметить и рекомендовать для использования, в том числе и в школах Псковской области?

- Весной этого года у нас был уникальный опыт организации дистанционной стажировки.

Модель обучения «Один ученик : один компьютер» в школах Свердловской области реализуется довольно давно и весьма успешно. Большая заслуга в этом кафедры информационных технологий ИРО Свердловской области. Совместно с методистами этой кафедры была организована дистанционная стажировка в трех школах Свердловской области. По отзывам наших учителей – такая стажировка очень эффективная форма повышения квалификации.

Также мы с большим интересом наблюдаем за развитием педагогических сообществ Приморского края  и Владимирской области и учимся у них.

 

- Есть мнение, что учителя старшего возраста не так активно используют компьютер, ЭОР и другие возможности информационных технологий…
Какие еще факторы влияют на эффективность и активность в использовании ИКТ в учебном процессе в конкретной школе?

- Не разделяю этого мнения. С 2004г. занимаюсь повышением квалификации учителей по развитию ИКТ-компетентности. Есть удивительные учителя, очень интересно работающие с детьми, применяющие современные информационные коммуникационные технологии. И эти удивительные учителя самого разного возраста.

Главным фактором, влияющим на эффективность, является окружающая учителя, ученика и родителя среда. Особенно ярко поняла это во время поездки в Лондон. О чем написала в своем блоге на Образовательной галактике Intel.

Если заниматься информатизацией только образования (или любой другой сферы) изолированно, то новые способы деятельности будут для учителей и учеников искусственными.
Важно, чтобы всё окружение и сферы деятельности проходили этапы информатизации одновременно.
Поэтому нельзя, на мой взгляд, говорить только про какую-то конкретную школу в отрыве от всего социума.

Я думаю, что вторая проблема в информатизации образования в том, что если внедрять информационные технологии в традиционные фронтальные формы работы, то не происходит никаких изменений в результативности. Но усилий требует от учителя больше.

Тогда опытные учителя делают правильный выбор … Если сил, средств надо больше, а результат тот же – зачем это использовать? Значит надо менять не инструменты, а подходы.

Интерактивная среда в музее, магазине, транспорте влияет на поведение человека, формирует привычки получения информации и решения конкретных задач. Построение интерактивной образовательной среды в школе в этих условиях будет проходить эффективнее и не зависит от возраста участников образовательного процесса. И такая интерактивная среда поддерживает деятельностные технологии обучения, в ней некомфортны будут фронтальные методы.

 

- Дорожная карта информатизации школ Псковской области – каковы ключевые направления и сроки? Какие основные препятствия возникают при внедрении ИКТ в региональных школах?

- Дорожная карта информатизации Псковской области на период 2015-2017гг. еще не утверждена.

Но уже можно сказать, что она включает во взаимосвязи все направления развития ИКТ в системе образования области в комплексе с оценкой их влияния на развитие содержания и технологий управления в сфере образования, в том числе – развитие инфраструктуры ИКТ.

Пристальное внимание уделено:

  • развитию кадрового потенциала и региональных систем управления системой образования
  • снижению административной нагрузки на образовательные организации
  • совершенствованию системы технической и методической поддержки процессов информатизации
  • конструированию системы электронного обучения и т.д.

 

- Какие инструменты, решения, онлайн-сервисы и ПО, на Ваш взгляд, пока недооценены учителями школ?

- Говорить об инструменте в образовании можно лишь в связке с целью. Сами инструменты не оказывают никакого влияния.

На мой взгляд, переоценены мультимедийные установки и интерактивные доски. Потому что они сдерживают деятельностный подход в образовании. Ребенку важно исследовать, наблюдать изменения и анализировать причины, совместно работать над результатом…

Следовательно, надо сместить акценты с демонстрации у доски, на индивидуальную или групповую работу с объектами. Тогда и сервисы и ПО будут оцениваться по другим критериям и отбираться под данные задачи.

К сожалению, очень мало школ в России, которые могут полноценно использовать онлайн-сервисы. Скорость 10 мбит/с большая? А если 1000 девайсов выйдут в онлайн? Поэтому проблема не только в оценке или недооценке сервисов, а в грамотном комплексном оснащении школ и каналах связи.

 

- Учительское сообщество региона: какие технологии и сервисы используете Вы и Ваши коллеги для объединения педагогов и активизации работы в области внедрения ИКТ в школах?

В регионе уже давно существует информационная система «Открытая школа». Именно данная ИС на ряду с прямой задачей официального информационного обмена со школьного до регионального уровня влияет на внедрение ИКТ в школах. Развиваются навыки, модель информационного обмена и система может стать прообразом при развитии ИОС школы в управленческой части.

В 2005г. мы начали развивать региональное педагогическое сообщество на ПскоВики и в Живом Журнале.

На ПскоВики проходят проекты, семинары, конкурсы для учителей и учащихся. Также наш РЦДО ПОИПКРО ведет еженедельные рассылки «Доживём до понедельника». Рассылку получают все управления образованием, все образовательные организации, педагоги – участники сообщества. При этом мы не замыкаемся внутри своего региона. Наши учителя активны и в других сообществах.

Развивая педагогическое сообщество Псковской области мы помним выражение Stewart Hase и Chris Kenyon: «Учась чему-либо, я осознанно учусь дважды: предмету, а также организации своего учения (double loop learning)».

Поэтому мы активно используем инструменты и среды, обеспечивающие коллективное взаимодействие: Wiki, ДискGoogle, онлайн доски и т.д. Потому что только после того как учитель получит личный опыт продуктивной образовательной деятельности с помощью средств ИКТ, он может переносить его в свой класс.

 

Источник: Education-events.ru

 





Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru