М. Русецкая комментирует: кто и как разрабатывал портал «Образование на русском»


С 1 сентября 2014г. Государственный Институт русского языка имени А.С.Пушкина открыл портал «Образование на русском».
Маргарита Русецкая, и.о. ректора института, ответила на вопросы Education-events.ru об особенностях разработки контента портала и планах развития проекта.



Маргарита Русецкая, Институт Пушкина- Кто разрабатывал техническое решение для проекта и электронный контент?

- Открытый конкурс по технической разработке проекта выиграла компания Uniweb, имеющая опыт разработки электронных образовательных ресурсов и решений на основе дистанционных интернет-технологий.

Что касается контента, в частности программ повышения квалификации, то пилотный курс «Практика русской речи», уже размещенный на портале, полностью разработан коллективом Института Пушкина. Это авторский продукт, основанный на лучших практиках нашего 50-летнего опыта по созданию методик преподавания русского языка как иностранного.

Следующий этап повышения квалификации мы готовим в партнерстве с другими университетами. В проекте участвуют 20 российских вузов, преподаватели которых проведут также и очные мероприятия для педагогов-русистов в 29 странах с сентября по декабрь 2014г. Материалы таких очных программ мы разместим и на портале.

Наша площадка является открытой. Другие вузы и компании-разработчики могут представить свои онлайн-курсы, методические материалы, программы на рассмотрение специально созданного экспертного совета и, в случае положительного решения, стать партнерами портала «Образование на русском».

Курсы по изучению русского языка как иностранного готовят 30 педагогов и ученых-методистов. Базовое ядро творческого коллектива – коллектив Института Пушкина. Также над курсами работают специалисты МГУ, СПбГУ, РУДН, Лингвистического университета и ряда технических вузов, которые имеют хороший опыт работы с подготовительными факультетами: МЭСИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГТУ Станкин.

Говоря о программах общего образования для младших школьников, нужно принимать во внимание мнение экспертов, которые считают, что в чистом виде дистанционного обучения в начальной школе быть не может. Нельзя ребенка 6-9 лет посадить к компьютеру и надеяться, что он самостоятельно будет учиться. Но можно создать условия для совместных занятий взрослого и ребенка.

Поэтому контент, который мы сейчас готовим, ориентирован на совместное изучение школьных предметов ребенком и взрослым. Прежде всего, это четыре предмета начальной школы, которые появятся в открытом доступе уже в октябре 2014г.: это окружающий мир, русский язык, литературное чтение и математика.

 

- Речь идет о родителях или учителях?

- Мы моделируем разные ситуации. Предположим, семья уехала в другую страну на длительное время. Конечно, ребенок будет учиться либо в школе при посольстве, либо в местной школе, в которой действуют национальные стандарты. Но многие родители хотят, чтобы уровень обучения ребенка соответствовал российским стандартам. И тогда портал «Образование на русском» – это возможность не терять связи с российской школой, изучать материалы дисциплин вместе с родителями по вечерам или в выходные дни.

Вторая возможная ситуация – это русская школа как структура дополнительного образования за рубежом, когда детей учат русскому языку и некоторым другим предметам – например, литературному чтению или страноведению.
Наши материалы в этом случае интегрируются в процесс работы таких воскресных русских школ. Учителя могут брать нужные модули и использовать их в работе с детьми.

Для общего образования мы подготовили контент с опорой на федеральную коллекцию электронных образовательных ресурсов. Эти ресурсы больше ориентированы на авторское применение в работе учителя, который сам отбирает и компонует их при подготовке к уроку, и не очень подходят для самостоятельного изучения. Поэтому была создана группа методистов и педагогов, которую возглавил Александр Ездов, директор Центра образования «Технологии обучения» (i-школа). Центр специализируется на дистанционном образовании для детей с ограниченными возможностями и имеет большой опыт такого обучения по российским стандартам.

Группа под руководством Александра Ездова дорабатывает контент на основе федеральной коллекции электронных образовательных ресурсов для нашего портала. Педагоги, методисты и психологи сделали разбивку учебных тем на отдельные модули. Один модуль – одна неделя для изучения. К такому модулю подобраны электронные образовательные ресурсы, задания и инструкции. Задания объясняют тему, помогают закрепить нужные навыки и проверить, как ребенок усвоил материал. Вопросы по каждому модулю родители могут задать преподавателю на вебинарах.

Дополнительное образование мы организуем в формате массовых открытых онлайн- курсов (MOOCs) и работаем над ними совместно с Универсариумом. Запись на некоторые курсы уже открыта.

Мы, как разработчики и ученые, должны создать продукт, полезный для потребителя, поэтому необходимо смотреть, как он развивается, какие потребности пользователей мы можем удовлетворить.
После того, как получим обратную связь, выслушаем родителей, педагогов русских школ, организаторов образовательных мероприятий за рубежом, мы будем понимать, как дальше развивать наш портал и внесем корректирующие предложения Дмитрию Викторовичу Ливанову и Ольге Юрьевне Голодец.
Эти предложения рассмотрим на Совете по русскому языку при Правительстве РФ.

В целом, 2014-2015 учебный год – это период пилотной апробации наших разработок.

 

- Если говорить об электронном контенте, заложенном в программы повышения квалификации, ощущается ли дефицит преподавателей, которые могут создавать такой контент?

- Да, контент создается в партнерстве с 20 вузами, и, принимая первые разработки, мы видим, что некоторым преподавателям трудно перейти на новый формат. Для преподавания в современной электронной среде требуются новые компетенции.

Есть сильные технические вузы с опытом работы с иностранными студентами по инженерным специальностям. С гуманитарными направлениями ситуация сложнее. Но это и понятно – гуманитарные предметы ориентированы на живой контакт. Возникает вопрос: как переложить обучение русскому как иностранному в дистанционный формат?

«Это невозможно, потому что на первом этапе освоения иностранного языка требуется живое человеческое общение», – говорили нам педагоги.

Но это идеальная модель, тогда как есть масса различных ситуаций, когда люди могут учить русский язык только через Интернет. Неправильно не предоставить им такой возможности. Онлайн-обучение в данном случае – это компромиссный вариант, для которого нужно отработать модели и найти качественные форматы.

Мы поддерживаем преподавателей, занятых созданием контента: проводим вебинары, предлагаем помощь профессионалов. Все наши партнеры – Uniweb, Универсариум, группа А. Ездова постоянно консультируют в онлайн-режиме разработчиков и преподавателей.

Это еще один эффект реализации проекта – мы помогаем вузам подтянуться в сфере электронного обучения, сформировать у преподавателей навыки создания электронного контента и работы с ним. Задача очень важная, ведь мы должны предлагать миру только качественный и современный продукт.

Упомяну и программу «5:100». Входящие в нее российские вузы получили целевое финансирование для вхождения в список ста лучших университетов мира. Программа развития каждого из этих пяти вузов предполагает рост числа иностранных студентов и создание условий для их привлечения, одним из которых является изучение русского языка. Поэтому мы пригласили эти вузы к совместной работе над нашим ресурсом. Они разрабатывают курсы повышения квалификации и участвуют в создании материалов для нашей Школы русского языка (уровни B1 и B2).

Мы также даем возможность изучать различные специальности на русском языке. То есть создаем электронный подготовительный факультет для тех, кто планирует учиться в России и готовится поступать в наши учебные заведения. Будущий студент может дистанционно изучать не только сам русский язык, но и математику, физику, другие дисциплины на русском языке, уже в старшей школе. Над этим факультетом мы и работаем с вузами программы «5:100».


- Как вы планируете выйти с 3 000 зарегистрированных в настоящий момент участников к озвученным 100 000 иностранных пользователей к декабрю 2014 г.?

- Как я уже сказала, до конца 2014г. вузы-партнеры проекта проведут очень много очных мероприятий в зарубежных странах для педагогов-русистов, других специалистов и родителей. Cлушатели узнают от коллег и друзей о портале, зарегистрируются и начнут пользоваться его возможностями.

Среди таких очных мероприятий будут программы повышения квалификации для педагогов русского языка и преподавателей других предметов, различные мастер-классы по литературе, культуре, истории России. Все события будут опираться на возможности и материалы портала, поэтому мы и ожидаем геометрическую прогрессию роста аудитории.

В список 29 стран, совместно согласованных Россотрудничеством, Минобрнауки и МИДом, включены государства СНГ, Вьетнам, Китай, Монголия, Бразилия, Мексика и др. Среди европейских стран – Болгария, наш ключевой балканский партнер, Великобритания, Германия, Франция, Финляндия, Чехия, Швейцария и т.д. Здесь нас поддерживают и активно помогают фонд «Русский мир» и Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

А 15 сентября мы проведем специальный вебинар для родителей, на котором подробно представим возможности портала «Образование на русском».

 

pushkininstitute-scr

 

Подготовлено Education-events.ru

 

Поделитесь с коллегами и друзьями:

Похожие записи

Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru