Интервью с А. Матвеевым (Marabaka): как пробудить интерес детей к созданию проектов своими руками?


На наши вопросы ответил Андрей Матвеев, руководитель онлайн-проекта Marabaka. Проект является резидентом казанского IT-парка и сейчас выходит в оффлайн со своими разработками – конструктором Микрочасти и образовательной программой по робототехнике.

Андрей рассказал, какие проекты интереснее всего делать детям своими руками и как через увлечение ребенка компьютерной игрой вытащить его из виртуального мира в реальный. А также поделился мыслями о выживании проекта и планах по развитию стартапа.


Андрей Матвеев, Marabaka

Андрей Матвеев, Marabaka

Marabaka задумывался еще в 2012г. – как сборник инструкций по собиранию «всяких штук» своими руками. И такие инструкции идут не в формате схемы «как собрать ракету из пластиковой бутылки», а в виде историй-комиксов. Например, ребенок видит создаваемую ракету в рассказах о космических приключений и героях.

«Комиксы мы рисовали и рисуем. Но с выпуском в печатном виде пока проблемы. Подружились с изданием «Классный журнал», они наши инструкции согласились печатать у себя в разделе «сделай сам». На данный момент на сайте 2470 зарегистрированных пользователей, из них 142  аккаунта – родительских. Наши пользователи уже разместили 2734 проектов.

Сайт в том виде, в каком он есть сейчас, был создан в 2013г. Мы решили дать возможность выкладывать фотографии своих проектов. А где фотографии – там и задания к ним. А чтобы у ребят сохранялся интерес – добавили значки. Вырастил горох в банке – стал биологом. Другой ребенок смотрит: «Он биолог, а я нет. Надо сделать какое-нибудь задание».

И реально делают. Соревнуются по количеству значков и звездочек под работами. Но самое интересное в другом. Под работами происходят обсуждения, где ребята начинают делиться своими знаниями. То есть выложит мальчик видео, где снимает бактерии под микроскопом, а под ним описывает, как их выращивал и как видео снимал. А другие ребята ему вопросы задают. И тут уже не мы – эксперты, а сами дети. И это радует больше всего.

Другой пример, который нас вдохновляет – это победители конкурсов, которые мы устраиваем. Это дети не из мегаполисов или городов-миллионников, а ребята из маленьких городов, областных центров или сел – тех мест, где детской инфраструктуры для них не хватает. А еще нас очень радуют видеоклипы, где ребята рассказывают о себе и своих увлечениях.

 

- По каким темам выкладывают ребята работы?

- Лидируют по количеству проектов номинации Художник, Аппликатор, Повар, Майнкрафт-мастер и Лего-мастер. marabaka_sprutПервые две номинации не вызывают у нас удивления – как и много лет назад, дети любят рисовать и клеить. Их этому учат в школе на уроках ИЗО и труда. Ребята изображают своих любимых героев, пытаются рисовать комиксы и перерисовывать аниме.

Вот номинация «Повар» нас удивила – размещается много кулинарных и кондитерских проектов. Думаю, ребята пытаются подражать взрослым и копировать их ежедневные дела. На Марабаке они выкладывают самодельные рецепты и результаты совместной работы с мамами (украшенные пиццы, кексики в кружках).
Кстати, один из самых популярных запросов в поисковых системах, через который попадают на марабаку – «капкейки своими руками».

marabaka_minecraftС конструктором Лего все понятно. У 70% ребят он есть. Многие хвалятся своими коллекциями человечков, звездолетов и роботов, собранных без инструкций.

Если у вас есть ребенок 10-12 лет, и не важно мальчик это или девочка, держу пари, это слово вы слышали не раз… Майнкрафт. Своеобразное компьютерное «Лего». Мы даем значки Майнкрафт-мастера за творческие проекты – построй дом, сделай уникальный скин (одежку для персонажа), нарисуй что-нибудь из блоков (пиксельарт).
Популярность этой награды мы связываем с тем, что играющие ребята легче осваивают сайт и понимают, что тут к чему.

Приятно, что начав с выкладывания скриншотов из игры, ребята постепенно размещают и работы из реального мира. Сначала они собирают картонные фигурки персонажей. Потом переходят к более сложным работам, которые бросают им вызов. Получается такой «стиль айкидо». Мы через увлечения ребенка компьютерной игрой вытаскиваем его из виртуального мира, предлагая сделать что-то своими руками.

Больше всего лайков и комментариев собирают сложные проекты – вроде «роботы на ардуино» или «бактерии под микроскопом». Это значит, что сложное техническое творчество не оставляет ребят равнодушными. А именно для этого и создавалась Марабака.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее про ваши совместные разработки с Иннополисом – создание методического комплекса по основам робототехники для детей 7-10 лет.

microchasti2- Сайт Марабака.ру был и останется бесплатным и свободным от рекламы. Но нужно понимать, что компания зарабатывать на чем-то должна. Сайт с работами детей позволяет нам находиться на передовой детских интересов.

Параллельно с работой над сайтом мы разрабатываем собственные детские игрушки. Какие-то для наших партнеров (игрушечных фабрик), какие-то в виде разработок, ждущих инвестиций для выхода на рынок.

Наш электронный конструктор «Микрочасти» создан для детей от 7 лет. Конструктор состоит из блоков-микросхем, соединяющихся магнитными креплениями. Каждый из 42 блоков, например, лампочка, моторчик, датчик звука, кнопка, выполняет единственную функцию.

Дети могут собирать функциональные электрические схемы, а также использовать «Микрочасти», как «запасные» электронные детали к свои самодельным проектам. Например, провести свет в домик для куклы, или сделать поворотники на велосипед. Или организовать приемник-передатчик азбуки морзе. Про роверы на радиоуправлении даже рассказывать не стану – это само собой разумеется.

Специальные крепления позволяют соединять «Микрочасти» с кирпичиками самого популярного конструктора в мире :).

Отличительная особенность конструктора Микрочасти от того же Lego WeDo или Mindstorms в том, что его не надо программировать. Все схемы создаются комбинацией блоков. Это позволяет ребенку интуитивно начать работать с конструктором. И целевая аудитория охватывает не только увлекающихся робототехникой, а всех ребят, которые любят конструкторы и хотят, чтобы их поделки светились, пищали и ездили. Конечно, это гораздо большее количество детей.
microchasti

 

С Университетом Иннополис мы разрабатываем программу по основам робототехники для образовательных учреждений. Ребята начинают знакомство с роботами не с программирования, как сейчас, а с понимания логики взаимодействия тех или иных компонентов. И видят их действие сразу на практике.

Сейчас перед нами стоит задача сделать образовательный курс таким, чтобы дети выносили после каждого занятия определенное знание. При этом хотим сохранить творческую составляющую, чтобы занятия не превратились в собирание очередной поделки по шагам из инструкции.

 

- Какие у вашей команды планы по развитию проекта?

- Попутно с разработкой образовательной программы мы ищем деньги изготовление первой промышленной партии конструктора. Пока у нас есть только единичные прототипы. Деньги небольшие, но тем не менее найти их трудно.
Крупные компании говорят – сделаете первую партию и продадите – приходите. Венчурные фонды, в основном, заинтересованы IT-проектами с возможным «диким» выхлопом, и намекают, что деньги под производство – это скорее кредитная история. Бизнес-ангелы хотят на этой стадии большие проценты.

А мы понимаем, что это только начало игрушечного бизнеса и дальше последует еще не одна разработка. На это тоже будут нужны деньги. Поэтому мы участвуем в конкурсах, подаем заявки на гранты и ждем первой партии, чтобы потом уже идти к большим игрушечным компаниям.

marabaka_matveev

В начале осени 2014г. мы открыли у себя в Казани клуб изобретателей «Марабака» в частном технопарке «NavigatorCampus». В клубе ребята могут пособирать что-то своими руками, поработать с инструментами и узнать что-то новое. Эдакий кружок «Сделай сам», только в новом формате. Мы добавили скаутскую систему (награды с сайта в виде настоящих значков). С ребятами делаем интересные им поделки, например, мечи из Майнкрафта и платья для МонстрХай. И работаем с интересными инструментами, такими, как usb-микроскоп, который подключается к компьютеру.

Сайт позволяет отслеживать актуальные для нашей аудитории темы. Такой подход помог нам набрать за две недели 5 групп по 10 человек и еще столько же записались на кружок по робототехнике.

Сейчас мы формируем франшизный проект, потому как спрос от детских площадок (центры творчества, музеи, клубы) превысил наши преподавательские возможности. Есть предложения от нескольких музеев из Москвы и Санкт-Петербурга. Так что к следующему году вы о Марабаке услышите не только в интернете :).

Сайт с детскими проектами Marabaka

 

Подготовлено Education-events.ru

 

Поделитесь с коллегами и друзьями:

Похожие записи

Один комментарий

  1. Андрей Матвеев написал:

    Друзья и коллеги, если у вас будут вопросы — с радостью на них отвечу.

Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru