Рынок онлайн-образования в России: результаты исследования J’son & Partners Consulting


J’son & Partners Consulting опубликовала результаты исследования рынка онлайн образования по итогам 2015-2016 годов. Представили тренды и особенности российского и мирового рынков.

Отметим, что участники российского рынка, упомянутые в исследовании, опубликовали в Facebook свои критические замечания по цифрам и информации о компаниях.

 

Рынок онлайн-образования в России: результаты исследования J’son & Partners Consulting Ключевые особенности рынка онлайн-образования

Российский рынок

– Россия существенно отстает от развитых стран по доле расходов на образование в ВВП – как государственных, так и частных (2,4% ВВП).
– Существует 50 активных площадок по всем тематикам.
– Лидеры в сегменте платных прикладных курсов – Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase. Из успешных новых площадок в 2015 запустился Courson, российский аналог Udemy.
– Лидеры в сегменте массовых бесплатных курсов – Универсариум и Лекториум. При этом Универсариум переходит на модель Coursera: продает дополнительные платные услуги в виде сертификации, доп. материалов и планирует монетизацию через развитие партнерств с корпорациями.

Лидеры:

  • в школьном образовании – Интернет Урок, ЯКласс, Фоксфорд
  • в изучении языков – LinguaLeo с 13 млн пользователей
  • в детском обучении – BabyStep, привлекший $3 млн в 2015 г и быстро растущий на китайском рынке.
  • в программировании – GeekBrains, >1 млн пользователей, куплен в 2016 Mail.ru Group.

На русском языке есть курсы на международных площадках – Coursera сотрудничает с вузами, на Udemy размещаются российские инструкторы. Таким образом, российские площадки ожидает усиление конкуренции со стороны мировых лидеров.

Практика создания курсов
– Востребован качественный контент, произведенный на базе студии со съемочной командой, режиссером и методистом. Любительские записи лекций и вебинаров не представляют интереса для пользователей.
– Цена курса может быть от 500 до 5000 руб, программы – в среднем от 5000 до 30 000 руб.
– Продолжительность курса – 1-3 часа, при этом материал должен быть разделен на короткие (5-10 мин) ролики, дополнен тестами и заданиями.
– Возможна продажа отдельных курсов, целых программ, подписки, доп.услуг по сопровождению и менторингу, а также заработок на рекламе и рекомендации тематических товаров для специализированных курсов (детские или спортивные товары).
– Интересны курсы, помогающие со стажировками и дающие шанс получить работу в конкретной компании. Кроме того, важны сертификаты, экзамены и набор портфолио.
– Стоимость создания курса очень сильно зависит от его продолжительности и наполнения – от 50 т.р. до 1 млн руб. В западной практике цифры выше – MOOC-курсы могут стоить >$150 тыс.
– Срок создания курса – от 1 до 6 мес.
– Чтобы повысить эффективность и популярность курса, нужно делать его в партнерстве с экспертами компаний отраслевых лидеров, добавить социальное обучение (обсуждение, групповые задачи, вебинары), менторинг, ввести временные ограничения.
– Получение дипломов и удостоверений гос.образца – полезная опция для российских слушателей, однако она не является популярной и востребованной. Платформы идут по пути повышения узнаваемости собственных брендов и котируемости их дипломов.

 

Мировой рынок

Цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг.

Рост рынка поддерживается дигитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн обучения. Растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное до-обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.

$5.5 млрд инвестиций в образовательные стартапы по всему миру за 2015-16 гг. ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка: от иностранных языков до специализированных платформ для корпораций и университетов.

США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech было в Китае.

В Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях:

XuetangX – китайская лидирующая MOOC платформа: 5 млн слушателей на октябрь 2016 и 400 курсов (~7% рынка). Характерен быстрый рост на внутреннем рынке и признание местных вузов.
Genshixue (название переводится как «С кем учиться?») — >70 тыс преподавателей, $50M венчурного финансирования в 2015 г.
17zuoye (название переводится как «Учимся вместе») – подготовка школьников по английскому и математике, >7 млн студентов, $135M финансирования в т.ч. от DST (Юрий Мильнер).

Массовые курсы становятся более ориентированными на практику, поиск работы и потребности работодателей.

Все платформы в 2016 делают упор на продажу комплексного обучения: специализации (Coursera), Nanodegrees (Udacity), Xseries (EdX).

Платформы заключают партнерства с корпорация для обучения их сотрудников:

  • Coursera for Business – работаютс BCG, L’Oreal, Axis Bank
  • iVersity Professional Development – европейская платформа MOOC вслед за Coursera продает сертификаты и предлагает компаниям составить обучающие программы для сотрудников
  • Udacity for Business – те же курсы и nanodegrees, упакованные под нужды корпоративного HR

Корпорации готовят собственные курсы для поиска новых сотрудников. Лидерами в производстве курсов стали Microsoft (78 курсов) и Google (50). Другие ИТ-компании подхватывают тренд (Facebook, Cisco, AT&T и др.) Coursera заключает партнерства с Google, Instagram и Shazam для финальных проектов по специализациям (capstone projects).

Растет востребованность проектного обучения: слушатели хотят сделать сайт, написать книгу, создать сценарий, спаять микросхему.

Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности (бизнес и ИТ) – наиболее востребованные направления обучения.

Примеры:

  • ABCmouse– обучающая игровая платформа для детей 2-7 лет, привлекла рекордные $150M в мае 2016 по оценке в >$1 млрд.
  • BabyStep– российская платформа с контентом для детей – крупнейшая в мире библиотека видеоуроков для родителей.

 

Технологические тренды:
– Mobile learning и кросс-платформенность становятся базовыми требованиями к любой обучающей платформе
Носимые устройства будут играть большую роль в обучении
– Big Data необходима для улучшения технологий обучения

Тематические тренды:
– Курсы со знаменитыми людьми (актерами, спортсменами, режиссерами)
– Подбор коучей и репетиторов
– Мобильный тьютор в определенной сфере
– Курсы для творческих профессий
– Компании учат услугам, косвенно связанным с продуктом – повышают product awareness
– Узкая специализация – весь сайт про одну тему.

Методологические тренды:
– Сближение рекрутмента и обучения
– Serious Games – геймификация в B2B-сегменте
– Обучение в игровой форме (НЕ традиционная геймификация!)
– Обучение через наблюдение и копирование

 

Сохранить

Сохранить



Получать новости на почту





Добавить комментарий







Рейтинг@Mail.ru