Почему «раннее развитие» ребенка может быть опасным

 

Психолог Анастасия Пономаренко поделится мнением, почему не стоит слепо следовать современным тенденциям и торопиться с ранним развитием детей.

В последние годы количество рекламных объявлений на тему: «Как научить ребенка читать в 3 года», «Раннее обучение письму» растет в геометрической прогрессии. Мамочки на форумах всерьез обсуждают тему, сколько раз в неделю следует заниматься счетом с годовалым(!) ребенком, чтобы он вырос гением, вторым Ландау.

Такие матери стараются убедить себя и других в том, что они это делают на благо своего чада, хотя за желанием «дать ребенку самое лучшее, чтобы он был самым умным и успешным» скрываются, как правило, обыкновенное тщеславие и собственные нереализованные амбиции. Они, увы, не понимают, что своимим занятиями наносят младенцу необратимый вред, который в будущем обернется в лучшем случае ненавистью к учебе, а в худшем  — ребенок станет самым настоящим невротиком.

Читай также: 10 важных правил, как мотивировать ребенка к учебе

Все знают, что беременность длится 9 месяцев. Можно плясать шаманские танцы, можно читать заклинания, но здоровый ребенок рождается именно через 9 месяцев.

Структуры мозга также созревают постепенно, есть определенные нейрофизиологические законы развития. Энергетический потенциал мозга не безграничен. Если мы забираем энергию для развития какой-то несвойственной функции, то в том месте, куда эта энергия должна была быть направлена, возникает дефицит.

Два-три года — это период развития эмоциональной и сенсомоторной сферы. Если в этот период вы начинаете развивать у ребенка познавательную сферу (чтение, счет), то на развитие эмоций энергии может просто не хватить. И тогда возникает опасность развития соматических заболеваний, которые очень тесно связаны с эмоциями. Самое печальное, что последствия такого перекоса могут возникнуть не сразу, а, например, в подростковом возрасте. Родители уже забыли о том, как заставляли читать трехлетнюю кроху, с чего вдруг отпрыск стал таким агрессивным? Или все было хорошо, но как только ребенок пошел в школу, появились страхи, быстрая утомляемость. На самом деле, наверняка это наблюдалось и раньше, но школа послужила неким увеличительным стеклом, и теперь просто отмахнуться уже не получается.

«Так что же, совсем не заниматься с маленьким ребенком?» — спросите вы. Конечно, заниматься. Только занятия должны быть творческими. Оставьте в покое чтение и счет, пусть ваш ребенок лепит, рисует, танцует. А познавательным процессам обучайте, учитывая возраст. 

Читай также: Творческий потенциал ребенка: как помочь детям развивать способности

Все великие люди, на чьи плечах большая ответственность, и которые вершат «судьбы мира» обладают очень развитым понятийным мышлением. То есть умеют очень хорошо осуществлять синтез, анализ, установливать причинно-следственные связи. Такие люди адекватно воспринимают происходящее, в состоянии сделать правильные выводы. Развитие понятийного аппарата требует серьезной работы, но в более позднем возрасте. А в три — четыре года  его можно развивать в игровой форме.

Например, когда идете с ребенком в лес, можно спросить: «Смотри, вот цветочки. Вот одуванчик, ромашка, лютик. Как думаешь, что у них общего, а чем отличаются? Ведь это все — цветочки».

Существует закон: любое развитие происходит от наглядно-образного к формально — логическому. Изучая цифры и буквы вместо цветочков и лепесточков вы этот закон нарушаете. 

«Мы сейчас идем гулять. Как думаешь, что мы оденем? А почему в дождик надо одевать резиновые сапоги? А почему летом мы не надеваем шубу?» — это все тоже процесс развития.

А самый проверенный и действенный способ развития познавательных способностей ребенка — это чтение ему вслух.

Мы часто ищем какие-то необыкновенные способы обучения и развития, думая, что нашли волшебную палочку. Стоит ей взмахнуть, и ребенок станет если не маленьким гением, то отличником уж точно.

А на самом деле обучение и развитие подчиняются давно известным и экспериментально доказанным психологическим законам. И эти законы должны выполняться, они также универсальны, как законы Ома, например.

Мне часто приводят в пример детей, которые сами в четыре года прекрасно научились читать. Если они учились с удовольствием и по собственной инициативе — это замечательно, но это исключение. Я же сейчас говорю об универсальной программе развития, и опираться на единичные случаи некорректно.

Конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок был самый умный, отличник, будущий владелец «заводов, газет, пароходов». Но человек вряд ли достигнет успеха, если будет агрессивным невротиком. Помните об этом.

Автор: Пономаренко Анастасия, психолог благотворительного фонда «Путь домой»

Читай также: Игры для развития мелкой моторики

Источник: http://www.uaua.info/grudnichok/razvitiye-baby/article-32677-pochemu-rannee-razvitie-rebenka-mozhet-byt-opasnym/