О том, когда нужно остановиться во время игры с детьми, о поведении взрослых, которые искренне хотят дать самое лучшее детям, но по незнанию допускают ошибки, рассказывает психолог Светлана Ройз.
Светлана Ройз
психолог
Ситуация 1, которую я наблюдала сама.
Торговый центр. В коридоре огромные фигуры динозавров. Рычащих и двигающихся. Рядом играют и фотографируются взрослые и дети.
Кто-то подходит ближе, кого-то останавливают охранники — чтобы к фигуре не прикасались, кто-то тянет родителей подальше. Мама держит на руках ребёнка лет 1,5: «Пойдём смотреть на динозавра».
Ребенок машет головой — нет! Мама настаивает — «смотри, какой он большой и интересный». Динозавр начинает рычать. Мама — «ой, как интересно, он, как живой». Подносит ребёнка ближе. Динозавр рычит, открывает пасть. У ребёнка начинается истерика.
Мама смеется — «ну что ты, он же не нестоящий». И подносит ребёнка ещё ближе, прямо под голову фигуры. У ребёнка дрожат ручки и подбородок. Он уже не плачет. Глаза широко раскрыты. Я мысленно ору ей — «у него шок, прекрати немедленно». Мама все же очнулась и отошла от динозавра. Я очень надеюсь, что у мамы на руках ребенок успокоится и восстановится.
Ситуация 2.
В садике воспитатели играли с детьми в полицейских. Зачем-то бегали за детьми, ловили их и арестовывали. Ребенок 3х лет до этого болтающий и рассказывающий сказки, стал заикаться.
Только через неделю удалось выяснить, что это произошло сразу после этой «игры». Ребенок тогда в садике кричал от ужаса. Но воспитателей это не остановило. (Идиоты! Зачеркнуто)
Таких ситуаций — разной степени сложности — очень много. И вопрос тут — в нашей внимательности и в нашей готовности распознавать сигналы «стоп».
О чем нам нужно задумываться:
О ситуации с игрой в садике. Родители и полицейские — люди, обеспечивающие безопасность. Эти «роли» не должны быть источниками страха.
Сама тема игры — меня ловят, как преступника, вообще странная (можно же поиграть в кошки-мышки, в сову и мышат?).
Если это знакомство с профессиями, то для роли полицейских можно выбрать другие темы, не назначая ребёнка преступниками.
В конкретном случае ребенок показывал, что ему страшно. Девочка кричала. Отказалась играть. И нам важно быть очень внимательными к таким сигналам. Потому что это — уже совсем не игра.
И я мечтаю, чтобы у всех, кто имеет доступ к детям, были знания о возрастной психологии, как минимум (ну и вмонтирован мозг, на сколько получится. Извините).
Если была ситуация, оказавшаяся для ребёнка сложной, то:
- Важны наши слова — «я с тобой. Ты в безопасности». Фокусируем внимание на том, что прямо сейчас ребенок в безопасности.
- Делаем халабуды, схованки, рисуем фантастические миры, которые сам ребенок предложит создать.
- С малышами, например, можно посмотреть мультсериал «Герои в масках» — размышляя о его собственной «супер-силе». А ты бы был каким героем? А какая у тебя супер-сила? А как бы ты защитился, позаботился и прочее.
- Важно обратиться к специалисту. Важно, чтобы психолог помог «завершить опыт». Буквально — с ребёнком вместе «убегут» от опасности, или дадут отпор, или заорут страшным голосом, или зарычат на обидчика. Возможно, «освободятся» из ловушки (платка или корзинки). Но психолог сделает это с ребёнком корректно — в игре, в рисовании, в сказке.
- Ребенок пытается «исцелиться» через игры, рисунки — пожалуйста, наблюдайте за тем, что он рисует, во что играет, возможно, вы сможете подключиться к игре и стать его защитником, или «включить» его собственную силу, «супер-способность».
- Если ребенок сам начинает пересказывать родителям то, что произошло, мы спокойно слушаем, даем ребёнку рассказать. Возможно, говоря: "это действительно страшно, (неприятно, больно), а давай сейчас оттолкнём его-ее (толкни мою руку, или подушку, как хотел бы), давай издадим рык львёнка Симбы, чтобы испугать… или — можно я тебя обниму. Мне так жаль, что меня не было рядом, чтобы их остановить или треснуть. Но сейчас я с тобой. Хочешь — мы пойдём вместе в садик и я попрошу этих воспитателей попросить у тебя прощения, они вели себя очень неправильно. И больше так никогда делать не будут".
- Важно вернуть ребёнку контакт с телом — например, по утрам, когда мы будим ребёнка, можно здороваться со всеми его частями тела, прикасаясь к ним: "доброе утро, головка, доброе утро, щечки, доброе утро, плечики, и так проходим по всему телу, включая попу, пяточки, ноготочки".
- Очень полезно делать любые дыхательные упражнения, где выдох был бы длиннее вдоха, в детском варианте — выдувать мыльные пузыри, задувать свечки, гудеть.
Мы не сможем защитить ребёнка от сложностей жизни. Да и не нужно. Нам важно читать ребёнку сказки, где есть отрицательные герои, нам важно играть и давать ребёнку опыт и выигрыша, и поражения, нам важно показать ребёнку, что иногда он будет слышать слово «Нет».
Но очень важно, чтобы в любом сложном опыте мы были его устойчивой безопасной опорой. И чтобы его: «Стоп Игра!» было услышано — вырастало ощущением уважения к его границам.
Да и вообще опытом уважения и безопасности.
Опубликовано с разрешения автора.
Источник: Автор — психолог Светлана Ройз https://www.facebook.com/svetlanaroyz/posts/3115164821850435
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игры с детьми от 2 до 5 лет на улице и дома: развивающие подвижные игры
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 игр, которые научат детей дружить, а не конкурировать
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Веселые интеллектуальные игры для детей от 3 до 13 лет
Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-50578-igra-kak-nasilie-nad-detmi-rasskazyivaet-psiholog/
Другие новости:
You may also like
Материалы Монтессори своими руками
5 упражнений, которые помогут ребенку сконцентрироваться
Навчаємося граючи: освітні комп’ютерні ігри для дітей
Ще більше знань: беріть участь в олімпіаді та вигравайте підписку на пізнавально-розважальний додаток
Детский барабан своими руками: игрушка-поделка для детей