Поход к врачу: 25 советов детского психолога, как подготовить ребенка

Детский и семейный психолог Светлана Ройз рассказывает, как правильно подготовить ребенка к походу к врачу, в поликлинику, к стоматологу, на процедуры, и вообще к разным докторам.Светлана даст 25 советов, которые помогут ребенку справиться с тревогой, а родителей научат способам поддержки в моменты походов к врачам.

Поход к доктору начинается задолго до того, как вы вошли в кабинет.

Ребенка важно и нужно подготовить к этому, для того, чтобы не возникало лишних стрессов и психологических травм.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какая вы мама: узнайте, что думают о вас ваши дети

Как поддержать своего ребенка и помочь стправиться с переживаниями, читайте 25 советов детского психолога.

Как подготовить ребенка к визиту к врачу

25 советов от детского и семейного психолога Светланы Ройз, которые помогут ребенку справиться с тревогой во время походов к врачу.

  • Чем больше неизвестности, тем больше тревоги. Ребёнку важно знать, куда он идёт и что предположительно будет происходить. Важно ему показывать книжки о докторах, здорово прийти в поликлинику просто на экскурсию, в некоторых клиниках можно прийти на бесплатную профилактическую консультацию. Мульт-сериал «Доктор Плюшева», некоторые серии «Тигренок Даниэль» — могут быть полезны. С несколькими семьями мы придумывали, что ребенок идёт впервые в поликлинику в гости в костюме доктора, с игрушечным стетоскопом, чемоданчиком с инструментами. Он так воспринимает поликлинику сразу "из другой роли".
  • По дороге мы обсуждаем, что будем делать после посещения поликлиники. Важно «бросить шар внимания» в будущее.
  • Родителям важно быть рядом. И нам важно подготовиться самим, чтоб сохранять спокойствие. Дети улавливают нашу тревогу. Идеально — чтобы ребенок, если это возможно, был в контакте с нашим телом (любое прикосновение, не обязательно держать все время на руках). Если нет такой возможности — нужно взять с собой игрушку (которую можно было бы сжимать в руках). Наши спокойные прикосновения — помогают расслабиться нашим близким. НО — есть важное правило, если ребенок расстроен, напряжен, рассержен — нельзя прикасаться к оголенным участкам тела. Это гиперчувствительным ребёнком может восприниматься, как боль или удар током.
  • Ребёнку важно дать право на выражение эмоций. Мы можем сказать (до похода в поликлинику): "Когда мне было больно в детстве, я кричала и плакала, если вдруг тебе будет неприятно-больно — плачь и кричи, давай потренируемся" — и начинайте вместе в игре кричать. До тех пор, пока вместе не засмеётесь.
  • Ребёнка важно одеть так, чтобы раздевание в поликлинике было минимальным. Важно наблюдать за скоростью ребёнка. Давать ему возможность адаптироваться к месту. Я уже недавно говорила — для многих детей — одежда — «вторая кожа».
  • На всякий случай, с собой важно взять воду, важно взять игры, книжки — если придётся подождать в коридоре. Если нам удастся рассмешить ребёнка — идеально. Смех нейтрализует страх.
  • Для нас в любом возрасте — естественно защищать свою «жизненность». В любом возрасте — естественно бояться, если есть вероятность любой угрозы. Для детей до 10 лет более свойственно сопротивляться, кричать, вредничать, драться. Хуже — когда мы видим что ребенок затихает, замирает, капсулирует напряжение, он буквально — обесточивается, вплоть до потери сознания — вот с этим важно точно что-то делать. (Возможно, пойти на консультацию к психологу, к неврологу). После похода в любое «небезопасное» пространство — важно дать возможность ребёнку побегать, попрыгать, потанцевать, телесно выразить напряжение. Молодцы те клиники, в которых есть машинки, на которых можно буквально «гонять по коридору» или места, где можно бегать и лазить.
  • Дети до 7 лет часто воспринимают все сигналы с задержкой — важно говорить медленнее и дать время на реагирование.
  • Если нам удастся повести ребёнка уже в поликлинике в туалет — очень хорошо. Место, в котором мы позволили себе пописать — становится более безопасным.
  • Когда мы знакомимся с доктором — важно, чтобы мы представили ребёнка и важно, чтобы доктор назвался. Если доктор стоит, мы можем взять ребёнка на руки, чтоб «уравновесить роли».
  • У каждого из нас свой болевой порог. Мы не можем спрогнозировать, насколько высока чувствительность ребёнка по сравнению с нашей. И наши слова: « это не больно, ну что ты — маленький, не можешь потерпеть», все наши манипуляции — «посмотри, вот ребенок меньше тебя и смелый» и вообще недопустимое — «если ты будешь плакать или кричать — я уйду» — создают у ребенка ощущение, что мы точно не с ним и не для него.
  • Вообще слова «Потерпи, контролируй себя, разве ты не понимаешь» — относительно применимы к детям после 7-8 лет, до этого возраста дети только учатся контролю. Ребенок до 6 лет точно с трудом сможет выдержать 4 минутную неподвижность в кресле. Здорово, если доктор это понимает и разговаривает с ребёнком, делает паузы, даёт возможность ребёнку подвигаться (немного пошевелить хоть какой-то конечностью), ставит мультфильм.
  • Вместо того, чтобы говорить — тебе не будет больно, нам важно сказать, что мы знаем, что это неприятно. И сделаем все возможное, чтобы все прошло как можно легче.
  • Нам важно, когда ребенок проживает любую эмоцию. Постараться почувствовать, угадать, назвать эту эмоцию: «возможно, ты боишься? Ты сердишься, на то, что?…» Так мы даём ощущение ребёнку — «я с тобой», твои чувства нормальны. Я могу тебе помочь». Этот опыт — называния эмоций и поддержки в них — станет потом, во взрослой жизни — опытом самоподдержки.
  • За восприятие (регистрацию) боли в том числе отвечает дорсальная кора — это дорсальная зона передней поясной коры головного мозга. Она же реагирует и на эмоциональную боль- на эмоциональное отвержение, на предательство. Боль — от недоверия, обесценивания, отвержения — воспринимается как реальная физическая боль. И наше присутствие и поддержка, доверие к нам — может боль облегчить. Да, когда мы целуем ушибленную коленку — мы воздействуем в том числе и на центры боли.
  • Нервная система оттормаживает сигналы боли, пропуская только самые сильные, но мы можем воздействовать на «доминанту боли» — играя с ребёнком в шлепки, легонькие удары в игре — мы можем отвлечь его внимание, расфокусировать. Есть умницы-доктора, которые так и делают, прямо перед процедурами, рассеивая внимание ребёнка.
  • Мы учим ребёнка задолго до похода к доктору — «правильному волшебному дыханию» (в котором выдох длиннее, чем вдох), можно дышать и на выдохе говорить «брррррррр», как лошадка, это помогает снять напряжение, можно дуть на мыльные пузыри.
  • На кресле у доктора — стоматолога важно держать ротик открытым. Нужно дома устроить соревнование — кто дольше сможет продержаться. (Любые игры, где мы можем — задержать взгляд (гляделки), пронести что-то в ложке, чтоб не разлить, игра в молчанку, везде, где мы помогаем ребёнку нарабатывать навыки самоконтроля — будут вообще очень полезны).
  • Чем меньше у нас свободной воли в каком-то действии, тем больше потребности в контроле — важно дать ребёнку в руки что-то, что он может проконтролировать — мячик, игрушку, сжимая в руках игрушку, ребенок будет успокаиваться.
  • Нужно просить доктора, чтобы он объяснял, что будет делать. Чем больше напряжения, тем сильнее чувствительность к звукам, прикосновениям разных материалов. Дети очень реагируют на смену инструментов, шумов. Важно, чтобы доктор об этом предупреждал, и давал подготовиться — мы в праве об этом просить — особенно, о включении чего-то вибрирующего и жужжащего. Можно предложить ребёнку самому придумать название инструмента.
  • Я точно знаю, что есть стоматологические клиники, в которых можно выбрать цвет пломбы. Возможность выбора — всегда замечательно.
  • Во время процедур (прививок, анализов крови) — некоторые дети хотят сами смотреть на место, с которым связана процедура, некоторые отводят глазки. Нам важно наблюдать за их реакцией. Если для ребёнка это комфортно, он сам может дать команду, когда начать процедуру, когда он готов.
  • Когда нужно сделать укол, я предлагаю ребёнку представить, что кожа в этом месте раздвигается, как будто сама открывая пространство (нам важно, чтобы ребенок взял что-то под контроль) и мы дышим, рычим, гудим, мычим.
  • Если ребенок уже испытывал боль во время предыдущего приёма у доктора (идеально с этим поработать с психологом). Можно дома, задолго до предстоящего похода к доктору, сказать ребёнку, искренне проявляя сочувствие — «я знаю, что тебе когда-то у доктора было больно. Мне так сложно об этом вспоминать. И если бы я мог/ла, я бы забрал/а эту боль себе. И я бы так хотел/а взмахнуть волшебной палочкой и изменить прошлое. Наш мозг устроен так, что он хранит прошлые воспоминания. И он всем силами пытается нас защитить от боли. Но иногда он запутывается и не пускает нас к чему-то новому.
  • Важна компенсация. Это взрослые понимают, что важно делать вклад в своё здоровье. Детям нужна — корона на головку. Значок супермена, благодарное послание от феи здоровья, ждущее дома.
  • Мы не сможем, да и не нужно, оберегать детей от всех новых сложных опытов. Но наша бережность — очень важна.

    Источники

    Автор — детский и семейный психолог Светлана Ройз, статья "Ребенок в поликлинике" https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2847782758588644&id=100000708430176

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гинекологический осмотр девочки: что должны знать родители

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Страшный доктор: что делать, если ребенок боится врача

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Идем к врачу: каких специалистов посетить ребенку от 1 до 3-х лет

    Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-50458-pohod-k-vrachu-25-sovetov-detskogo-psihologa-kak-podgotovit-rebenka/