Серьезно о важном.
Харассмент. За последний месяц это слово стало страшно популярным. СМИ пишут о харассменте и о том, как его распознать, люди, ставшие жертвами харассмента, делятся своими историями в Твиттере, девушки снимают блоги о том, как они отвечают на харассмент на улице. Кругом это загадочное слово, которое вывело на свет одну из самых больших и пугающих проблем нашего мира.
Что такое «харассмент»?
Слово «харассмент» – заимствование из английского языка. Максимально точная аналогия в русском – «сексуальные домогательства», однако этот термин намного шире. Он включает в себя любые оскорбительные замечания сексуального характера, непристойные предложения, психологическое давление и преследование.
Слово впервые появилось во Франции в начале XVII века, тогда оно означало «натравить охотничью собаку на дичь». Сейчас значение из фактического стало метафорическим. Теперь дичь – это объект харассмента, обычно девушка, которая находиться одна в публичном месте. Девушка гуляет по многолюдным улицам, читает книгу в библиотеке, работает в офисе и сталкивается с сексуальными домогательствами. Они портят жизнь, лишают ее покоя, а девушка становится загнанной дичью.
Окфордский словарь определяет харассмент как «нежеланные сексуальные предложения или намеки обсценного характера».
Девушка занимается своими делами, а к ней начинают приставать, предлагают ей вступить в интимные отношения против ее воли, не дают прохода, оскорбляют и унижают ее, произнося похабные и хамские вещи. Нередко приставания подобного рода заканчиваются изнасилованием.
Согласно социологическому исследованию международной организации защиты прав женщин Catalyst мужчины также становятся жертвами харассмента сексуального характера. Причем агрессорами в четырех из пяти случаев являются мужчины.
Харассмент в жизни
Домогательства – это реальность каждой девушки. Харассмент – это и мелкие замечания по поводу размера груди, фигуры, длины юбки, выреза кофты, и более серьезные нарушения личного пространства – инструктор по вождению преграждает дорогу, постоянно дотрагивается, посетители в баре хватают официантку за талию или ниже, начальник пытается запереться с подчиненной в закрытом помещении. Даже использование уменьшительно-ласкательных форм имени, различные обращения вроде «душечка», «дорогуша» – самый настоящий харассмент. Так, агрессор заведомо пытается поставить девушку в подчиненное себе отношение, старается психологически принизить собеседника.
В более опасных ситуациях, с которыми девушки чаще сталкиваются на работе, начальник напрямую требует от девушки вступить с ним в половую связь, о которой она позже будет вынуждена молчать, иначе он ее уволит. Некоторые студентки и, часто, ученицы автошкол проходят через ужасный опыт: преподаватель приближается, дотрагивается, заигрывает и намекает, что более близкого контакта не избежать, иначе экзамен не будет сдан. Здесь хотелось бы привести в пример фильм «Блондинка в законе», в котором преподаватель приставал к героине Риз Уизерспун, утверждая, что она обычная блондинка и ничего не добьется в адвокатском деле без должного содействия.
Еще один весьма распространенный вид харассмента – уличные приставания, или замечания сексуального характера, которые мужчины отпускают прохожим женщинам.
Любые улюлюканья, присвистывания, выкрики, попытки заполучить номер, преследования и иные акты приставаний – все это проявления харассмента. По-английски это называется catcalling. Знакомо, не правда ли?
В массовой культуре это преподносится как вид комплимента девушке: в одной из серий культового сериала «Как я встретил вашу маму» героиня Лили вспоминает, как ходила в открытом сарафане по городу, а ей несколько раз присвистнули вслед. Она была тому очень рада и любила сарафан именно за реакцию мужчин. В романе австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» героиня Джастина сетует, что в Риме никто из мужчин ей не присвистнет, не шлепнет по попе.
Нет ничего хорошего в уличном харассменте. Да, перечисленные примеры показывают, что свист и приветствия на улице могут быть милыми и приятными девушке, но чаще это наглые приставания странных или страшных личностей, нередко в нетрезвом состоянии, которые угрожают ограблением или изнасилованием. Именно из-за того, что мужчины могут выкрикивать что-то на улице вслед понравившейся женщине, существует негласное мнение, что они могут делать с женщинами все, что им захочется. Их не наказывают за уличные приставания, значит и за что-то большее не накажут. А популяризация этого мнения в литературе, фильмах и сериалах лишь усугубляет ситуацию, показывая, что уличные приставания – это норма, а девушкам такое нравится.
Настойчивые просьбы уйти не помогают, девушка прямо говорит, что собеседник ей не интересен, а она хочет побыть одна, однако мужчина продолжает сидеть рядом с ней или преследовать ее. Бытует мнение, что если девушка появилась в публичном месте одна, значит она свободна, значит она сама ведет себя вызывающе, сама провоцирует мужчину подойти и сама этого хочет. Даже если девушка ясно дает понять, что ничего между ними не будет и быть не может, мужчины зачастую это просто игнорируют и переходят от слов к действиям.
«Светский» харассмент
В этом месяце о харрасменте заговорили с новой силой, причиной стало два показательных случая, получивших широкую огласку в СМИ. 5 октября 2017 года Голливуд взорвала разоблачительная статья The New York Times. Одну из самых влиятельных персон кинематографа, продюсера Харви Вайнштейн, обвинили в многочисленных домогательствах к молодым актрисам и сотрудницам его компаний в течение 30 лет. Вайнштейн сначала отрицал все обвинения, а затем выпустил покаянное письмо, в котором признал все случаи домогательств. Вайнштейна в домогательствах обвинили Анджелина Джоли, Мерил Стрип, Гвинет Пэлтроу, Роуз МакГоуэн, Эшли Джадд и многие другие.
Жертвы домогательств со стороны Вайнштейна утверждали, что не могли никому рассказать, ведь Харви угрожал им разрушить их едва начавшуюся актерскую карьеру.
Именно этот инцидент дал толчок общественному движению против сексуальных домогательств. Волна против харрасмента задела и знаменитого фотографа Терри Ричардсона. Так, на фоне скандала, произошедшего с Вайнштейном, издательский Дом Condé Nast больше не стал закрывать глаза на жалобы моделей, и отказался от сотрудничества с Терри.
Чем плох харассмент
В нашей с тобой действительности харассмент – явление, о котором не принято говорить. Если девушке пытается дать отпор агрессору, если она просит вышестоящих или старших о помощи – ей отказывают. Считается, что нет в этом ничего страшного: ну, сказали тебе что-то непристойное про твою грудь, но ведь не ударили же. Стой и радуйся, что тебя вообще заметили. Не нравится такое – так не обращай внимания. Порой не обращать внимания просто невозможно.
Харассмент даже на словах – это манипуляция, психологическое давление, которое влияет на то, как девушка относится к себе, своему телу, к своей работе и своим успехам в жизни.
У девушек снижаются самооценка, успеваемость, трудоспособность, они становятся более пессимистичными и агрессивными, появляется депрессия. В некоторых особо острых ситуациях жертвы домогательств долгое время не могут преодолеть внутренний барьер, не могут общаться с противоположным полом, становятся социофобами, не могут нормально работать и жить полноценной социальной жизнью.
Откуда начинается харассмент
Как только девочка вступает в период полового созревания, то она превращается не в прекрасного лебедя, а в секс-объект. Ее начинают оценивать «по одежке»: как выглядит, как подчеркнута грудь, как выделяются губы, как джинсы обтягивают бедра. Это происходит автоматически, на уровне подсознания, и касается абсолютно всех женщин: от школьниц до высокопоставленных чиновниц. Почему-то считается приемлемым оценить фигуру депутата или гендиректора, хотя, казалось бы, кому какое дело. Человек прекрасно выглядит, ходит в спортзал, следит за питанием, но главное – он прекрасно справляется со своей работой, а остальное – не ваше дело.
Этим женщинам платят не за внешность, а за навыки, опыт и знания, хотя все оценивают не их успех, а их туфли и тело.
Нередко люди рассуждают весьма субъективно и делают весьма резкие оценки успеха сексуально привлекательных женщин – «Знаем мы, как она этого добилась». Это значит, что девушка пошла проторенной дорожкой с указателем «Через постель» и только потому и добилась успеха или получила желанную должность, а не благодаря своим знаниям и труду. В обществе у этого явления тоже есть свое название – «слатшейминг». Люди называют девушку «шлюхой», хотя у них нет на то никаких оснований, доказательств, причин и, вообще, прав. Никто никогда не должен никого так называть, тем более утверждать, что успешная карьера привлекательной женщины полностью построена на ее интимных связях с тем, с кем надо. Люди шутят на эту тему по центральному телевидению и в кино, множат стереотип, отчего аудитория начинает считать это нормой. Что до харассмента, то агрессоры активно пристают к той женщине, которую общество клеймит «беспринципная».
Закон против харассмента
В большинстве развитых стран сексуальные домогательства считаются преступлением и караются законом. Однако многие из них наказывают действия, а сексистские комментарии обходят стороной. Харассмент во многих компаниях будет расценен как преcтупление, только если он имеет место продолжительный период времени и негативно влияет на работоспособность сотрудников. Обычно жертву харассмента (заметь, не агрессора) увольняют или настойчиво просят подать заявление на увольнение по собственному желанию.
В Испании сексуальный харассмент с насилием или угрозами карается заключением в тюрьму от 1 до 5 лет. В Великобритании (исключая Шотландию) – 6 месяцев заключения и штраф. Во Франции – год тюрьмы и штраф. Эммануэль Макрон, нынешний президент Франции, заявил, что хочет ввести закон против уличных приставаний. Голосование в поддержку закона пройдет в следующем году. По его словам, он хочет, чтобы женщины считали его феминистом.
В России есть статья, предусматривающая наказания для совершающих сексуальные домогательства, – Статья 133 УК РФ.
Она также говорит о действиях, понуждающих к половому акту, но любые комментарий сексуального характера к ней не относятся. Наказание – год лишения свободы и штраф размером до 120 000 рублей.
По факту этот закон никакой защиты жертвам харассмента не оказывает. Даже судьи, непредвзятые служащие закона, решают дела в пользу агрессоров, мотивируя это… размножением. Мол, если бы мужчины не приставали к женщинам, то и детей бы не рождалось. Вот и пригодились уроки биологии за девятый класс. К сожалению, юридической защиты жертвы домогательств в России получить не могут.
Что делать?
Мы уже писали о том, как не стать жертвой насилия. Обязательно прочитай эту статью! Как мы уже не раз говорили, харассмент – это не только акты физического и сексуального насилия, это также психологическое давление, оказываемое посредством похабных комментариев. Это может длиться бесконечно и оставаться безнаказанным. Что же делать, если ты – жертва харассмента?
Поговорить
Да, говорить, как бы просто это ни звучало. Зачастую жертвы харассмента не могут никому рассказать о том, что им приходится испытывать почти ежедневно. Необходимо поговорить с агрессором, по-человечески, спокойно объяснить, что его поведение неприемлемо. Если этот разговор не принесет желаемого результата, то сразу же нужно обратиться к взрослым. Важно рассказать родителям, учителям, психологам (школьным и личным), также можно обратиться в центры социально-психологической помощи:
Адекватно оценить свой внешний вид
Конечно, внешний вид не повод домогаться до девушки и считать ее «доступной», однако провокационность наряда имеет свои последствия.
Собрать доказательства
Если до девушки регулярно домогаются, и ничего не меняется, то стоит задуматься об обращении в суд. По Статье 134 УК РФ совершеннолетнего, который вступил в половые отношения с кем-то, не достигшим 16 лет, могут лишить свободы на срок до четырех лет. В случае, если несовершеннолетняя девушка постоянно становится жертвой харассмента, она должна обратиться к взрослым, рассказать историю и начать собирать доказательства. В некоторых ситуациях удается записать видео, аудио, привлечь свидетелей, которые видели, как агрессор приставал к жертве. Все это поможет выиграть дело в суде.
Включить чувство юмора
Девушки из Jukin Media начали публиковать видео, в которых они ходят по улице в облегающих джинсах и отвечают на уличные приставания мужчин.
«Хорошая попка», – «Спасибо, я хожу в спортзал». «Почему ты не хочешь со мной познакомиться, я, что, уродливый?» – «Если честно, да. Но ты обязательно кого-нибудь себе найдешь, не переживай!»
Если девушке ежедневно не дают прохода на улице, она может постараться с юмором относиться к таким ситуациям. Порой совсем не реагировать на приставания и выкрики мужчин невозможно, но если отвечать на них неожиданно и остроумно, агрессоры впредь подумают лишний раз прежде, чем кому-то присвистнуть вслед.
[embedded content]
Совершить «каминг-аут»
История с Харви Вайнштейном вернула голос всем, кто должен был долгое время молчать. Жертвы харассмента по всему миру запустили флэшмоб #MeToo в Твиттере. Первой твитнула актриса Алисса Милано, призвав всех людей поделиться своим опытом и раскрыть глаза всего мира на то, о чем раньше лишь перешептывались.
«Вы жертва сексуальных приставаний или изнасилования, пишите «я тоже», как ответ на этот твит. Я тоже. Предложено другом: «Если бы все женщины, которых изнасиловали или их домогались, написали «Я тоже.» в своем статусе, мы бы смогли показать людям значимость этой проблемы».
If you’ve been sexually harassed or assaulted write ‘me too’ as a reply to this tweet. pic.twitter.com/k2oeCiUf9n
— Alyssa Milano (@Alyssa_Milano) 15 октября 2017 г.
Написал тут #MeToo историю про то, как ко мне приставал замдекана, когда я был студентом. pic.twitter.com/cPGUfwfi8D
— Mikhail Svetov (@msvetov) 22 октября 2017 г.
#MeToo Мне было 15 и первая неудачная попытка суицида. Гори в аду
— Чумной доктор (@NinochkaR) 21 октября 2017 г.
«Мне неловко обсуждать это с кем-то, кроме моих близких друзей и семьи, и я сомневалась, стоит ли. Но… #metoo»
I am not comfortable discussing w others beyond close friends and family, and I’ve hesitated to weigh in. But… #MeToo
— Sarah Smith (@SarahLSmith677) 19 октября 2017 г.
Во французском сегменте также появился свой флэшмоб – #BalanceTonPork – дословно, «уйми свою свинью». Жертвы насилия также делятся своими историями:
«Когда я работал официантом, клиент сорвал мою блузку, а его подруги смеялись».
Quand j’étais serveur, une cougar à deboutonné ma chemise et ses copines ont rigolé #BalanceTonPorc
— Sergio (@sergi_B_R) 14 октября 2017 г.
«Начальник отдела в Hachette, который прижал меня к своей машине и начал меня целовать. Мне было 20 лет!»
#balancetonporc le chef de secteur de chez Hachette qui m’a plaquée contre sa voiture pour m’embrasser de force j’avais 20 ans !
— LifeandChris (@LifeandChris) 14 октября 2017 г.
«Старая свинья, который кудахтал «милая маленькая попка», когда ветер поднимал юбку моей дочки, которой 3 года. ТРИ ГОДА!»
Le vieux porc qui glousse «jolie petites fesses» quand le vent soulève la jupe de ma gamine de 3 ans. TROIS ANS #balancetonporc
— ? (@erulelya) 15 октября 2017 г.
Присоединение к флэшмобу – хороший выход для жертв домогательств и насилия: им есть, с кем поделиться своей историей, они могут получить поддержку от других пользователей. Некоторые случаи насилия, получившие огласку, даже будут расследованы полицией. Флэшмобы начинают важнейший общественный диалог: жертвы высказываются, агрессоры признают свою вину, проблема становится все более очевидной, люди объединяются и начинают бороться с этим ужасным явлением вместе. Некоторые сомневаются, что флэшмобы помогут решить проблему, однако их общественный резонанс неоспорим, они всколыхнули людей и позволили всем, кто молчал, наконец высказаться.
Харассмент – ужасное, пагубное, но распространенное явление. Если его вовремя замечать и пресекать еще в детстве, то есть вероятность, что в будущем мальчики и девочки научатся уважать друг друга и не путать комплименты и похабщину. Нужно прививать культуру уважительного и порядочного отношения к представителям противоположного пола. Только благодаря гласности и культурному воспитанию жителей Земли мы сможем построить сильное и здоровое общество.
Let’s block ads! (Why?)