Как помочь детям справиться с тревогой на утреннике:рассказывает психолог

Как помочь детям и подросткам справиться с тревогой на утренниках, праздниках, различных мероприятиях, рассказывает психолог Светлана Ройз. Техники безопасности для детей любого возраста и в любых местах. Только практичное и не только сезонное.

Все чаще слышу от родителей о том, что ребенок просил их не приходить в садик или школу на праздник.

Мы можем предположить, что в подростковом возрасте — это вполне естественно. Но для многих детей все же — наше присутствие — это поддержка.

И дети отказываются от него — если мы для них стали не поддерживающей, а критической фигурой, и если мы волнуемся ещё больше, чем они (им приходится поддерживать ещё и нас).

У нас в мозге есть несколько зон, связанных с речью — активнейшие — зона Брока и зона Вернике.

Зона Вернике связана с пониманием речи. Зона Брока — непосредственно с говорением, с воспроизводством. Когда нам страшно — зона Брока блокируется.

И самый крепкий отличник из отличников, и самый ответственный и самый болтающий малыш — при том, что вы точно знаете, что он знает слова — может, испугавшись, их не произнести.

Вывод — нам важно вернуть ребёнку ощущение безопасности:

  • Идеально, если у нас получится ребёнка рассмешить.
  • Здорово, если вы сделаете на руке у себя и у ребёнка — тату (наклеите переводную смешную картинку), чтоб можно было на неё посмотреть или показать друг другу — чтоб засмеяться или ощутить поддержку.
  • Здорово, если вы договоритесь о знаке или «секретном прикосновении», или «рожице» — которая будет ассоциироваться с поддержкой.
  • Здорово, если мы научимся вместе с ребёнком — фиксировать внимание на дыхании, на том, как устойчиво стоят стопы.
  • Утренник в детском саду и младших классах школы:

    Утренник для ребёнка — опыт радости и возможность потренировать навыки публичных выступлений, стрессоустойчивости.

    Чем больше напряжения у взрослых (если мы будем честны: для воспитателей утренник — это часто отчётное мероприятие, для родителей — иногда, простите, ярмарка тщеславия) чем больше мы будем вкладывать своих ожиданий и амбиций, тем больше будем провоцировать у ребёнка страх перед выступлением, страх не справиться с задачей, подвести взрослых и Деда Мороза (забыть слова и проч).

    Малыши не умеют контролировать импульсы, не могут долго сидеть на стульчиках в одной позе, не все умеют регулировать громкость голоса.

    Когда они расстроены — они склонны к агрессии. Сами часто справиться с эмоциями не могут. Им нужна помощь

    Если ребенку страшно — самый талантливый, артистичный, умный ребенок:

    • может забыть слова,
    • путать ноги,
    • не попадать в ноты.

    Особенно это касается даже в большей степени — "хороших", ответственных, «правильных» детей.

    Бояться чужих людей для малышей, проявлять стеснительность и застенчивость — естественно и природно.

    Так работает древний механизм поддержания безопасности. Им важно чувствовать связность (привязанность) с тем, кому они доверяют (ещё и поэтому, когда ребёнок идёт в многолюдное пространство — нам важно быть рядом).

    Малыши очень плохие дипломаты. Анализ и контроль ещё не работает — они напрямую спросят, настоящий ли Дед Мороз и почему от него пахнет плохо, напрямую скажут, что «эта тётя — похожа на Ведьму. Почему у неё такой нос и причёска».

    Малыши не умеют одновременно фокусироваться на своих переживаниях и брать в расчёт страх и переживания других. Им пока бесполезно говорить (в тот момент, когда они испытывают сильные чувства) — позаботься, подумай, как же тебе не стыдно.

    У детей есть «свои контуры развития». И для одного ребёнка норма — играть главную роль в большом спектакле, а для его ровесника — подвиг вообще находиться рядом с другими детьми и долгое время быть в контакте.

    Мы идём за тем, что для ребёнка именно сейчас естественно и переносимо, стараясь фокусироваться на том, в чем готов проявляться именно наш ребёнок сейчас.

    Напряжение усиливает природную чувствительность. К звукам, ароматам, прикосновениям.

    В шумных, душных, наполненных взрослыми (оценивающими и напряженными) помещениях, ребенок может вдруг начать:

    • Капризничать, плакать, закрывать ушки — (важно ребенка отвести в проветренное место, дать воды или подержать ручки под водой).
    • Не давать к себе прикасаться, может отказаться снимать одежду, надевать карнавальный костюм (не торопиться, выбирать одежду не слишком обтягивающую, которая по минимуму надевается через голову, идеально, если одежда оставляет открытой шею. можно ребенку предложить — эту деталь мы надевать не будем, а эту наденем).
    • Может просто растерянно стоять (важно присесть к уровню глаз ребенка, прикоснуться к закрытой части тела или обнять и медленно и тихо рассказать, что сейчас нужно делать).
    • Ребенку перед и после утренника важно предложить пойти в туалет.
    • Ребенок — даже "опытный артист" — во время утренника может — подбежать к маме, проситься на руки — (важно его взять на руки, обнять, потом проводить к сцене или сесть рядом с ним на полу, или стать за ним). Он бежит на "подзарадку", в самое безопасное место — важно, чтобы это "место" было принимающим, добрым и действительно безопасным.
    • Малыш может испугаться Деда Мороза (его голоса, незнакомого образа) — важно заранее "показать" картинки Дедушек, сказать, что он добрый, но иногда громко говорит, чтобы его все слышали.

    Мероприятия в незнакомых местах (клубы, концертные залы):

    Все, что было написано +

  • Обнимаем, вместе с ним играем в то, что он находится под радугой или — вокруг него светящийся шар или сфера — это волшебный невидимый шар папиной и маминой любви.
  • С собой берем влажные салфетки, воду, стараемся приходить заранее, обойти территорию праздника, найти туалет.
  • Тот самый мозг, который реагирует на опасность — может провоцировать даже самого доброго и застенчивого ребенка — рычать, кусаться, драться. Представьте себе собачку, которой небезопасно — она отпугивает от себя предполагаемых врагов. Таким странным способом дети иногда простраивают вокруг себя безопасное пространство. Важно ребенка обнять, взять на руки или за руку. Напомнить про "шар-кокон" любви.
  • Если ребенок не хочет отходить от взрослого, не хочет быстро раздеваться — даем ему возможность быть с нами столько, сколько ему нужно. Мы же помним, что у каждого человека своя скорость и своя адаптивность.
  • Можно познакомить ребенка с другими детьми и через пару минут отойти на шаг. Быть готовым встретиться с ребёнком взглядом.
  • Обязательно нужно договориться с ребенком, где будете встречаться. Важно, когда ребенок отошел на большое расстояние и на нас оглядывается — подавать знак, что вы его видите (помахать рукой). Можно придумать секретный знак — я с тобой.
  • Дома поиграть — проверить, знает ли ребенок телефон, домашний адрес, фамилию. Можно сделать браслет — непотеряшку с цифрами маминого телефона.
  • Праздники дома с компанией:

    Важно с ребенком любого возраста продумать — какими вещами, игрушками он готов делиться, какие лучше вообще спрятать.

    Проговорить сценарий праздника, дать ответственное поручение (раскладывать салфетки, проводить гостей к столу или к елке).

    Важно помнить, что ребенок будет внимательно следить за тем, как мы относимся к чужим детям (первое внимание всегда своему ребенку. Говорим с другими детками — рука на плече своего. Иначе ребенок начнет привлекать внимание способом, который нам не понравится).

    Если у ребенка есть свое собственное место за столом — это место гостям не предлагаем либо заранее согласовываем с ребенком.

    Подростковые утренники:

    Подросткам часто кажется, что это ненужные "детские" мероприятия, на которые их затягивают насильно. И даже, если они сами получают удовольствие, могут демонстрировать невовлеченность и сопротивление.

    Им может не хотеться, чтобы присутствовали родители (помним, что подростковый возраст — время отделения от всего, что напоминает о "детстве").

    Мы можем сказать — "я знаю, что ты взрослый, но мне так хочется на тебя посмотреть. Это для меня всегда радость". Слова — "для родителей ребенок всегда маленький" — забываем.

    Все, что мы говорили о мозге, реагирующем на опасность — для подростков даже более актуально, чем для малышей.

    Уровень тревоги, паники, страха у них выше, не смотря на "большой жизненный опыт", им сложно справиться с напряжением, которое для взрослых может казаться "привычным".

    Мы помним, что контроль над…всем — снижается. А уязвимость самооценки, уязвимость к критике проявленной или предполагаемой, самокритике огромна.

    Подросток от волнения может сорваться на родителях, на одноклассниках — стараемся сами сохранять стабильность.

    Мы можем предложить воды, иногда дать сладость.

    После утренника — важно, чтобы подросток не слышал в наших словах иронии и сарказма. Мы искренне говорим о том, что нам нравилось, не сравнивая.

    Если уж очень хочется что-то критиковать — 80% поддержки и того, что заметили зрелого, 10-20% конструктивной критики, завершаем походом в кафе или домашним чаепитием.

    Благодарим за доверие, что допустил быть рядом.

    Общее:

    Наша основная задача — настроиться на праздник. Вернуть ребенку и себе ощущение безопасности.

    Дома с детворой накануне можно поиграть в "утренник", громко говорить, громче обычного включать музыку, рассказывать стихи с закрытыми глазами, стоя на одной ноге, под щекотание взрослых.

    С собой ребенку можно дать: семейный браслетик, маленькую куколку, пришить к одежке какой-то символ, который бы напоминал — я с тобой.

    (Обязательно ребенка предупреждаем — даже если браслетик порвется — я все равно с тобой).

    На утренники важно приходить любому члену семьи. Для ребенка  наш любящий взгляд — это поддержка и луч, дорога во внешний мир. Ребенок держится за наш взгляд. Только важно, конечно, чтобы он был некритичным.

    Воспитатель редко может дать поддержку всем детям. Когда чужой ребенок плачет и выглядывает маму — допустимо подойти и тихонько с ним поговорить или привлечь к ребенку внимание воспитателя.

    Если у нас нет возможности прийти на утренник — воспитателю,учителю передаем письмо (с рисунками), в котором слова, образы, смайлы, поддержки и ощущения — я с тобой. Письмо ребенок может положить в кармашек.

    Для единственного ребенка в семье — публичные мероприятия могут быть бОльшей нагрузкой, во время и после утренника ребенок может периодически "выключаться", уставать.

    Иногда после утренника и сладкого стола ребенка полезно забрать из садика домой — дышать воздухом, дать отдохнуть.

    Вечером всем, кто не присутствовал на утреннике рассказываем, какой замечательный актер, как был похож на зайца, как было здорово смотреть, как малыш — пел, танцевал (стоял на сцене, молчал, улыбался).

    Если ребенку подарили "сладкий подарок", а конфет ему нельзя — либо договариваемся заранее, либо находим «здоровую» или игрушечную альтернативу.(Которую лучше заготовить заранее).

    Либо предлагаем ребенку самому выбрать из предложенных вами вариантов то, что он бы хотел вместо конфет.

    Родитель — всегда любующийся, поддерживающий, гордящийся зритель. А роль критика всегда в мире найдется.

    Добрых праздников и взрослений, свято наближається!

    Опубликовано с разрешения автора. 

    Источник: Автор — психолог Светлана Ройз https://www.facebook.com/svetlanaroyz/posts/3021737721193146

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как пережить новогодние утренники без стрессов и слез. Советует психолог

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Хаос родительства как он есть»: смешные рождественские открытки как семейная традиция

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие подарки дарить на новогодние праздники, если дети ведут себя плохо: 12 советов

    Источник: http://www.uaua.info/semya/otnosheniya/article-50533-kak-pomoch-detyam-spravitsya-s-trevogoj-na-utrennikah-rasskazyivaet-psiholog/