Послушные дети – это не ваша заслуга, вам просто повезло: рассказывает психолог

О том, как не нужно выдавать таланты детей за свои заслуги, непрошенных советах и ложной компетентности родителей, рассказывает психолог Анастасия Рубцова. 


Анастасия Рубцова
психолог, психотерапевт 

Садилась тут на шпагат, чтобы развлечь Улясика и ее подружек. И вспомнила, как однажды зашла в студию йоги в одном сибирском городе. Случайно.

И тренер по йоге так впечатлилась моей позой лотоса, позой человека, вывернутого наизнанку, что немедленно предложила:

– А давайте мы вас сфотографируем на рекламный постер, как нашу ученицу! И студию прорекламируем, и йогу, а?

Я вежливо посмеялась и отказалась.

У меня гипермобильность связок. Не болезнь, просто особенность, как форма глаз или длина рук.

Это значит, что я в любой момент могу сесть на шпагат без разминки, сложить ноги за голову, просунуть голову под коленкой и встать на мостик.

Это не достижение, не результат тренировок, хвастаться тут совершенно нечем, на жизнь мою это практически не влияет. Ну вот позволяет развлечь Улясика.

И нехорошо выдавать это за свою заслугу. Тем более – за заслугу тренера.

Я это почему вспомнила.

Потому что иной раз родители умненьких, талантливых, или просто удобных и послушных, в общем, социально одобряемых детей стремятся повторить ошибку того тренера из сибирского города.То есть приписать себе заслугу, которая даже не заслуга, и, скорее всего, не их.

А удачно перемешанных в ребенке генов, его темперамента и способностей. Есть там, конечно, и влияние среды, но далеко не в первую очередь и далеко не только родительское.

Приписав себе, родители сами в это начинают верить, потому что верить в такое легко и приятно. И это бы еще ничего, в конце концов, мало ли кто из нас во что верит.

Но, поверив, они иногда начинают сами себе казаться экспертами по детям.

И идут рассказывать другим родителям о своем бесценном и универсальном опыте: «вам просто нужно больше его развивать, вот нам так помогла «Веселая математика», «вам просто нужно не реагировать на ее истерики», «вам просто нужно отобрать у него телефон», «вам просто нужно съездить снять порчу, и он будет спать нормально», и, боже мой, там нет конца этим «просто нужно».

Я лично видела девочку, которая на лету схватывала математику, было ей четыре года. Ее папа гордо объяснял – это потому, что он пересчитывал при ней доски для строительства сарая.

Я видела удивительного мальчика, который за все детство не порвал и не испачкал ни одной вещи, и ухитрялся сохранять сапожки чистыми на прогулке. Его родители тоже как-то это причудливо объясняли своими заслугами.

Так выглядит типичная ложная компетентность.

Родитель, вырастивший одного или двух детей – эксперт по двум конкретным детям. У каждого из этих детей – вообще у каждого ребенка – свой набор способностей. Свой темперамент, свой базовый уровень тревоги и агрессии. И уровень гибкости тоже.

На что-то можно влиять. До определенной степени.

Что-то можно развивать. До определенной, опять же, степени, потому что не всегда понятно – во что стоит вкладываться временем, силами и нервами, а во что нет.

Какие-то по-настоящему мешающие ребенку вещи, такие, как сильная тревожность (в народе «боязливость»), или неуправляемая агрессия, можно корректировать. Постепенно. Шаг за шагом. И до определенной степени.

Мы все, на самом деле, некомпетентны в детях.

Иногда и в своих, а уж в чужих – точно. Если мы не Макаренко, не воспитатель детского сада с 30-летним стажем и не психолог из Школы приемных родителей (но эти люди как раз очень осторожны в смысле советов, и формулируют они аккуратно и со многими оговорками).

Так что, когда вдруг ужасно хочется дать какому-нибудь другому измученному родителю Очень Полезный Универсальный Совет, хорошо бывает вспомнить, что этот универсальный совет сработал:

  • для одного ребенка с определенным набором качеств и темпераментом
  • в определенном возрасте
  • в определенной ситуации и среде

И прикинуть еще раз, так ли универсален совет. Мы никогда не знаем, чего стоил другому, условно, шпагат. Может, он стоил ему многих лет мучительных тренировок. Дьявольского самоконтроля. А может, он не стоил ему ровным счетом ничего.

Возможно, нам (и нашему ребенку) просто повезло. То, что мы считаем своей заслугой, просто выигрыш в лотерею. И тогда тому, чей билет выиграл меньше, можно посочувствовать.

Но если прямо невыносимо хочется дать совет, прямо вот до дрожи в коленях, до щекотки в горле, есть универсальная фраза: «Я не уверен, что мой совет будет уместен, но мне в вашей ситуации помогло…».

Такая вот простая и элегантная формула. Я сама учила ее долго. Потому что хочется иногда тоже, чего уж.

Опубликовано с разрешения автора. Автор – психолог Анастасия Рубцова https://www.facebook.com/anastasiya.rubtsova.75

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему плохо быть хорошей мамой

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 8 простых способов стать лучшим другом для ребенка

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как уберечь послушных детей от бедности во взрослой жизни

Источник: http://www.uaua.info/semya/otnosheniya/article-50566-poslushnyie-deti-ne-vsegda-zasluga-ih-roditelej-rasskazyivaet-psiholog/