Журналистка «Антенны» побывала за кулисами шоу Первого канала, прошла тест на полиграфе и узнала, почему лжецы встают на пуанты и кто заставил плакать ведущего.
В кино мы сотни раз видели, как злодеи обманывают детектор лжи. Врут и не краснеют. Способов обхитрить прибор в интернете тьма: начиная от дыхательной гимнастики и заканчивая рекомендациями прикусить язык во время теста или уколоть себя кнопкой. Неужели все так просто?
Фото: Максим Ли/Первый канал
Портрет за пять минут
Театр начинается с вешалки, а «На самом деле» – с комнаты, где работают эксперты -полиграфологи Роман Устюжанин и Игорь Федоров. Именно здесь тестируют участников программы до ее начала. То есть те вопросы, которые мы слышим во время эфира, им задают еще за кадром.
— Могу поспорить на любую сумму, что мне нужно всего пять минут, чтобы описать человека, – говорит Роман.
И получаю лист с простым тестом. За минуту справляемся, и Роман просит написать одно предложение, что я согласна беседовать с ним семь часов, и расписаться внизу. Еще пару минут тратим на вопросы о том, в каком районе живу, собаке из моего детства, одноклассниках. И я получаю свой портрет, вплоть до таких подробностей, что семья у меня была неполная (этой темы мы не касались), в друзьях избирательна, в детстве увлекалась творчеством и так далее. В принципе совпало почти все. Даже закралась мысль, что в Романа встроен полиграф.
Фото: Сергей Джевахашвили
Детектор лжи выглядит как небольшая коробочка с проводами и датчиками, которая подключается к ноутбуку. Прибор улавливает такие показания, как дыхание, дрожание рук, изменения артериального давления, пульс, потоотделение. То есть все, что может колебаться у человека в результате волнения, он измеряет, не упуская ничего.
Перед началом тестирования я, как и все участники телешоу, подписываю согласие, что пришла на него по доброй воле и претензий не имею. Игорь включает полиграф, и мы начинаем. Правдиво рассказываю о прошлом – учебе в школе, оценках, стараюсь медитировать, контролировать дыхание и решаюсь соврать. На вопросе про спорт. Полиграф тут же ловит мою ложь. А я ведь была спокойна, как удав: не миллион же украла, а всего лишь отрицала, что хожу на фитнес. Однако машина вычислила этот безобидный обман. Будто заглянула в мою сумку и нашла абонемент в клуб.
Замучаю и буду играть
— Для того чтобы понимать, в каком состоянии того или иного человека я могу задавать ему вопросы, мне нужно сначала изучить его реакции, – поясняет Роман. — У вас, например, аритмия, то есть сердечный ритм отличается от нормального, это нужно учитывать в ходе исследования и принимать как фоновый показатель, а не стрессовый. Что же касается попыток сжульничать, существует базовый метод работы на этом приборе, когда у специалиста вопросы уже готовы, а человеку требуется ответить на них «да» либо «нет». Тут важен даже не человек, которого тестируют, а полиграфолог. Мы на программе не действуем по схеме из учебника, а ведем беседу. Я вижу, какой вопрос для участника шоу незначимый, а из-за какого он волнуется. И нарочно прицеплюсь ко второму, замучаю на нем. То есть тоже буду играть.