В нашей стране психоаналитик это не врач, как принято на западе. У нас это специалист с высшим образованием, как правило, психологическим либо медицинским, получивший дополнительное профессиональное образование по психоанализу.
Итак, хороший психоаналитик имеет дополнительное специальное образование по психоанализу (продолжительностью не менее 2-3-х лет), прошел личный психоанализ, т.е. посещал собственного психоаналитика не менее 3-х лет с частотой 3-4 раза в неделю, как правило, состоит в каком-либо профессиональном сообществе, как и многие здесь: http://treninglife.com/psiholog, продолжает свое профессиональное развитие. Профессиональный психоаналитик не может совмещать психоанализ с чем-нибудь еше. Если психоаналитик говорит Вам, что кроме психоанализа занимается еще гипнозом или совмещает его с гештальт-терапией, то стоит задуматься, обращаться ли к такому специалисту. Поскольку на овладение психоанализом на профессиональном глубоком уровне требуется очень много времени, то его не остается на изучение других видов психотерапии. Такая многопрофильность психоаналитика говорит лишь о его поверхностности. К тому же, психоанализ — это определенная техника, которая не совместима с другими методами. Невозможно проводить психоанализ и тут же параллельно с этим же пациентом заниматься гипнозом или использовать любой другой метод. Но, это формальные стороны выбора психоаналитика. Кроме этого, есть еще и другие аспекты, которые проявляются непосредственно во взаимодействии.
Хороший психоаналитик не станет обещать Вам быстрых результатов, не будет говорить, что за несколько встреч или несколько месяцев решатся все Ваши проблемы. При этом это должны быть регулярные встречи не реже 2-х раз в неделю.
Психоанализ это, пожалуй, самый недирективный метод психотерапевтической помощи. Поэтому, психоаналитик не дает советов, не переубеждает пациента, не настаивает на своем видении, не гипнотизирует, не занимается внушением.
Психоаналитик предоставляет пациенту «пространство», где тот может чувствовать себя в безопасности и где он сможет думать, чувствовать, что с ним происходит, где могут появляться собственные мысли и ассоциации пациента. Это пространство создается с помощью того, что психоаналитик минимально вмешивается, много молчит. Когда пациент тяжело переносит молчание аналитика, тогда психоаналитик подстраивается под него, становясь более активным участником взаимодействия, чтобы снизить тревогу и дискомфорт. Здесь важно упомянуть о главном правиле психоанализа – правиле «свободных ассоциаций». Оно означает, что пациент может говорить обо всем, что приходит ему в голову, каким бы это ни казалось глупым или не относящимся к его проблеме.
Вообще, хороший психоаналитик, помимо знаний, должен обладать развитой эмпатией, чтобы понимать чувства пациента. Он внимательно слушает пациента в определенном, психоаналитическом ключе, который помогает ему глубоко понять внутренний мир пациента. Чувства психоаналитика являются его основным инструментом для понимания. Можно сказать, что он работает через свои чувства, используя их. Но, психоаналитик обычно не раскрывает свои чувства, не говорит о них пациенту прямо, а, исходя из них, делает интерпретации о том, что происходит с пациентом или в их взаимодействии.
То, что происходит в отношениях пациента и психоаналитика является одним из фокусов работы психоаналитика. Через анализ этих взаимоотношений происходит понимание чувств, конфликтов, страхов пациента и их проработка, изменение. Психоаналитики называют это «анализом переноса», т.е. анализ тех чувств, которые появляются у пациента по отношению к психоаналитику. Поэтому так важно, чтобы пациент понимал свои чувства к психоаналитику и мог ему о них говорить.
Хороший психоаналитик всегда доброжелателен и уважителен, старается давать интерпретации как можно более эмпатично и мягко, чтобы не ранить пациента, так как обнаружение чего-то внутри себя бывает неприятным.
Нам сложно сталкиваться со своими недостатками, своей агрессией, завистью, страхами, пустотой. Столкновение с этими чувствами может вызывать сопротивление дальнейшему прохождению психоанализа. С одной стороны, сознательно мы хотим изменить свою жизнь, измениться сами. А с другой стороны, мы привыкли так жить и стали очень ригидными, бессознательно мы не хотим меняться, хотим оставить «все как есть», любые изменения (даже хорошие) воспринимаются как нежелательные.
Психоаналитик работает и с этой частью личности, которая уже привыкла к проблемам, симптомам и не хочет с ними расставаться. Конечно, такая работа может вызывать у пациента злость, раздражение, недовольство, желание от нее убежать. Поэтому, так называемый «анализ сопротивления» в психоанализе является вторым важным фокусом психоаналитической проработки. Зная это, психоаналитик внимательно слушает пациента и помогает ему увидеть такие моменты его «сопротивления», проанализировать их, чтобы совместно преодолеть и продолжить анализ. Именно для того, чтобы была возможность преодолевать такие сопротивления, которые при прохождении психоанализа возникают всегда, психоаналитик заключает с пациентом устный контракт. В нём оговаривается такое условие, что когда у пациента возникнет сопротивление анализу, которое часто выражается в желании бросить психоаналитика, завершить психоанализ, то он должен придти еще на несколько встреч (обычно около 4-х), для того чтобы была возможность проговорить о возникшем сопротивлении и преодолеть его.
Также, психоаналитик не открывает пациенту личную информацию о себе, не вступает с пациентом в какие-либо другие отношения кроме психотерапевтических (дружеские, партнерские, любовные и другие). Чем меньше пациент знает о психоаналитике, тем свободнее он будет о нем фантазировать, что поможет быстрее понять бессознательные конфликты пациента и разрешить их.
Психоаналитик не нарушает условий устного контракта с пациентом, По-возможности заранее сообщает о перерывах, переносах времени встреч, изменениях в оплате.